Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные технологии в медицине. Метод проектов.






Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Киркпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи), или критического, мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. " Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум: Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся. " Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия " проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning). Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, " осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на семинаре, в самостоятельной работе и пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы; изучение нозологий в соответствии с МКБ 10; проблема влияния промышленных отходов на окружающую среду, пр.);
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместное исследование состояния заболеваемости; изучение особенностей внутренней картины болезни (ВКБ) при различных видах патологии или структуры межличностных отношений «врач-сестра-больной», пр.);
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода " мозговой атаки", " круглого стола");
    • выдвижение гипотез их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
    • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
  4. характер контактов (среди участников одного вуза, курса, группы, города, региона, страны, разных стран мира);
  5. количество участников проекта;
  6. продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
  2. далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна " мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;
  3. распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  4. самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
  5. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.);
  6. защита проектов, оппонирование;
  7. коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Особое место в образовательной деятельности занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене информацией между обучающимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа обучающихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества обучающихся разных образовательных учреждений, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом имеется в виду совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся - партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данной группы по специальности и соотносить его с той или иной темой, разделом, предметом. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам программы, который также может выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу ГОСа, то такой проект выполняется во время внеаудиторной работы, как правило, не всей группой, а отдельными обучающимися.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  1. предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  2. предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
  3. предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  4. предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
    чисто практической (например, изучение нового вида диагностики, лечения, профилактики, пр.), или творческой (выполнение мультимедийных проектов, создание интернет ресурсов, написание статьи, разработка учебных и методических материалов, УИРС, НИРС, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
  5. предполагается проведение олимпиад, увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

· значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематики;

· корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

· коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

· привлечение знаний из других областей;

· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

· эстетика оформления результатов проведенного проекта;

· умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ

В соответствии с ГОС, тематика индивидуальных и групповых проектов (в том числе реферативных работ) выполняемых студентами при прохождении кураций по дисциплине «Психология и педагогика» должна содержать следующие компоненты:

• педагогический (обязательный)

• клинический (тематика в соответствии с ГОС и МКБ 10) или

• психологический (тематика в соответствии с ГОС)

Проект может быть оформлен в виде:

А. Реферата выполненного в печатной форме объемом не менее 20 машинописных страниц в формате MS WORD ®, отпечатанных шрифтом " 12 TIMES NEW ROMAN" с расстоянием между строками в 1, 5 интервала, на русском языке, включая следующие обязательные компоненты:

• титульный лист

• оглавление

• вступление

• главную часть

• заключение

• список использованной литературы (включая цитирование ресурсов интернет или другие источники информации в электронном виде, мультимедиа-курсы, словари, обучающие программы и т.д.)

• авторский материал (данные из истории болезни с соблюдением требований конфиденциальности, врачебной тайны, этики и медицинской деонтологии)

• в приложения могут быть вынесены графики, таблицы, диаграммы и другой материал, включая данные обследования и лечения, взятые из медицинской документации по согласованию с лечащим врачом, пациентом и руководителями клинических кафедр.

ВНИМАНИЕ: к реферату должна прилагаться электронная версия, записанная на диске (CD-ROM или дискете).

Б. В виде презентации, выполненной в программе MS POWERPOINT® не менее 25-30 слайдов с приложением текста к презентации выполненного в печатной форме объемом не менее 12 машинописных страниц в формате MS WORD®, отпечатанных шрифтом " 12 TIMES NEW ROMAN" с расстоянием между строками в 1, 5 интервала на русском языке.

B. В виде интернет страницы в формате HTML, подготовленного с помощью редакторов MS NOTE PADE®, MS FRONTE PAGE® или ADOBE DREAMVEVER® и др.

Г. Возможна подготовка и выполнение работы в письменной форме (рукопись) по согласованию с руководителем (преподавателем в группе или заведующим кафедрой).

Разделы ГОСа, с предметной тематикой для выбора в наиболее обобщенном виде по осваиваемой специальности служат основным источником выбора тематики проектов.

В качестве проекта (реферата) может быть выбрана и другая тема, не входящая в ГОС, по согласованию с преподавателем и заведующим кафедрой. Практически любая тематика из культурно-образовательной области соответствующая правовым, морально-этическим, профессиональным этико-деонтологическим нормам, не противоречащую профессии и социальному статусу врача, студента медицинского вуза может выступать в содержательной части проекта.

Список научных журналов, рекомендуемых для подготовки проекта (реферата) соответствует рекомендованному ГОСом по изучаемой специальности.

Список рекомендуемой литературы, наряду с учебными пособиями, используемыми на клинических кафедрах, включает перечень обязательных для выполнения проекта (реферата) источников по педагогике и психологии.

Практическая часть: Выполнение и защита проектов.

Тестовый контроль:

1.Система непрерывного образования призвана способствовать:

1) Профессиональному росту специалиста

2) Развитию мыслительных процессов

3) Эффективному использованию интеллектуальных ресурсов и личностного потенциала человека в течении всей жизни.

2.Концепция непрерывного образования расширяет взгляд обучающегося на:

1) Самого себя и свою способность к социальному действию

2) Развитие ценностно-смыслового отношения к профессии

3) Личностно-ориентированный подход

3.Основные формы обучения непрерывного медицинского образования предусматривает:

1) Дипломное образование

2) Последипломное образование

3) Профессиональная переподготовка

4.Профессиональная переподготовка осуществляется в следующих направлениях:

1) Для выполнения нового вида профессиональной деятельности

2) Для получения дополнительной квалификации

3) Для прохождения производственной практики

5.Углубление, систематизация и обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с ростом требований к уровню квалификации называют:

1) Производственной практикой

2) Самообразованием

3) Повышение квалификации

6.К методам и средствам, используемым в системе непрерывного медицинского образования, относят:

1) Интернет- технологии

2) Игровые технологии

3) Интерактивные методы.

7.Метод проектов разработан американским философом и педагогом:

1) В.Киркпатриком

2) Д.Локком

3) Д.Дьюи

8.В основе метода проектов лежит:

1) Развитие познавательных навыков обучающегося

2) Умений самостоятельно конструировать свои знания

3) Ориентироваться в информационном пространстве

4) Развитие критического и творческого мышления

9.Метод проектов ориентирован на:

1) Теоретические знания

2) Практическую значимость

3) Самостоятельную деятельность

4) необходимость интегрирования знаний

10.Основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой проблемы

2) самостоятельная деятельность

3) структурирование содержательной части проекта

4) психологическая совместимость участников проекта

5) выдвижение гипотез и их решения

11.Параметры внешней оценки проектов:

1) Значимость и актуальность выдвинутых проблем

2) Адекватность изучаемой проблематики

3) Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

4) Привлечение знаний из других областей

5) Групповое взаимодействие участников проекта

12.Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, согласованные методы, направленная на достижение совместного результата:

1) Международный проект

2) Учебно-познавательный проект

3) Телекоммуникационный проект

4) Образовательный проект

13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:

1) разумность

2) Осознанность

3) Прочность

4) освоенность

14. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

1) традиционное обучение

2) проблемное обучение

3) Программированное обучение

4) Догматическое обучение

 

№ вопр Ответ № вопр Ответ
  1, 3   1, 2, 3, 4
  1, 2   3, 4
  1, 3   1, 2, 3
  1, 2   1, 2, 3, 4
      2, 3
  1, 2, 3    
       

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал