![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медико-биологических исследований
Продолжение
Разумеется, предпочтение следует отдавать менее трудоемким методам, хотя данное требование имеет относительное значение в тех случаях, когда имеется возможность использовать современную вычислительную технику. Перед выбором адекватного метода статистического сравнения данных необходимо ответить на следующие основные вопросы: 1. Результаты получены в количественном или альтернативном (атрибутивном) виде, т. е., иными словами, результат каждого измерения представлен числом или альтернативной (атрибутивной, двухвариантной) оценкой: " есть признак" — " нет признака", " есть симптом" — " нет симптома" и т. д.? 2. Сравниваются независимые выборки (результаты исследования основной и контрольной групп) или зависимые выборки, т. е. результаты исследования одних и тех же лиц (экспериментальных животных) в динамике? 3. Сравниваются две или несколько выборок. Таким образом, полученный в медико-биологическом исследовании материал может быть отнесен к одному из вариантов, для каждого из которых приведены адекватные методы сравнения выборок. I. Фактический материал исследования в выборках представлен в количественном виде, выборки независимые, сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения выборок: · критерий Стьюдента (t); · сравнение средних значений двух независимых малых выборок по Лорду (D); · критерий Вилкоксона—Манна—Уитни (U); · критерий Мостеллера; · критерий Розенбаума (Q); · критерий Уайта (К). II. Варианты в выборках имеют количественное выражение, выборки независимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения: · дисперсионный анализ; · сравнение нескольких независимых выборок по Немени. III. Варианты имеют количественное выражение, выборки функционально связаны (зависимые, согласованные), т. е. с попарно связанными вариантами; сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения: · критерий Стьюдента (разностный метод) (t); · ранговый критерий Манна—Уитни для разностей пар (Т); · критерий знаков (Z); · максимум-критерий для разностей пар. IV. Варианты представлены в количественном виде, выборки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения: · ранговый дисперсионный анализ для нескольких зависимых выборок по Фридману (X2 -критерий); · множественное сравнение зависимых выборок по Вилкоксону (W). V. Варианты в выборках представлены в альтернативном виде (" есть признак" — " нет признака"), выборки независимые, сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения: · критерий Стьюдента (t) (для сравнения данных исследования в относительных величинах с применением при необходимости поправок Йейтса); · критерий X2; · точный метод Фишера (ТМФ); · критерий Ван-дер-Вардена (X). VI. Варианты представлены в альтернативном виде, сравниваются несколько независимых выборок. Адекватные методы сравнения: · дисперсионный анализ; · критерий X2 (по Р. Руниони). VII. Выборки представлены в альтернативном виде, выборки зависимые, сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения: · модифицированный критерий Макнимара (X 2-критерий Макнимара); · критерий итерации по Веберу. VIII. Выборки представлены в альтернативном виде, выборки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекватный метод: · критерий Кохрана (Q). Методы в каждой из приведенных 8 групп расположены в порядке убывания их мощности. Мощность определяется вероятностью выявления существующих достоверных различий. Вместе с тем, чем она больше, тем более трудоемок метод. Для некоторых методов имеются ограничения, обусловленные, главным образом, числом единиц наблюдения в выборочной совокупности, что также необходимо учитывать при выборе метода. Таким образом, непараметрические критерии обладают рядом важных и неоспоримых достоинств. Использование их не требует знания законов распределения изучаемых совокупностей, они могут быть применены к совокупностям не только количественным, но также к полуколичественным и качественным. Эти методы позволяют проводить статистическую обработку результатов исследования при малом числе наблюдений. Критерий С помощью В практике работы врача метод Рассмотрим методику использования Пример 1. В противотуберкулезном стационаре новый метод (НМ) лечения применялся у 42 пациентов, страдающих открытой формой туберкулеза: у 24 из них длительность лечения продолжалась до 6 месяцев, у 18 – свыше 6 месяцев; у 58 пациентов, применялся старый метод (СМ) лечения: у 16 из них лечение продолжалось до 6 мес., у 42 – свыше 6 месяцев. Вопрос: эффективен ли новый метод лечения больных туберкулезом? Представим данные задачи в таблице 37. Таблица 37
|