Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меди­ко-биологических исследований






Задача исследования Методы обработки
Оценить достоверность различий средней продолжительности одного случая заболева­ния рабочих в двух цехах Критерий Стьюдента (t) для средних величин
Определить существенность различий 4 заме­ров (п, = п, < 20) роста детей (нормальноераспределение признака) Критерий Лорда (U)
Оценить значимость разности уровней АД у студентов двух групп Критерий Манна—Уитни (Т)
Определить достоверность различий уровней паратгормона у больных двух групп (п = 20), если в одной группе выявлено 6 наибольших значений Критерий Мостеллера
Оценить достоверность различий СОЭ у боль­ных двух групп (при различном уровне и ка­честве лечения) Критерий Розенбаума(Q)
Определить уровень трансаминазы в крови здоровых и больных лиц Критерий Уайта (К)
Установить зависимость показателей реакции утомляемости организма (сенсомоторные ре­акции) в начале и в конце рабочей смены Максимум-критерий для разностей пар
Оценить эффективность новых методов лече­ния Критерий Красне­ла—Уоллиса (Н)

Продолжение

 

Задача исследования Методы обработки
Оценить влияние загрязнения окружающей среды на заболеваемость у детей Однофакторный дисперсионный ана­лиз
Определить надежность работы аппаратчиков с различным стажем работы, выполняющих труд нескольких степеней напряженности Двухфакторный дис­персионный анализ  
Оценить эффективность лекарственного препарата Критерий Вилкоксона—Манна—Уитни (LI)
Определить влияние прививок на показатели заболеваемости населения Критерий согласия (Х2) (алгебраический метод)
Выявить различия в показателях функционального состояния организма двух малых (п < 10) групп лиц Точный метод Фи­шера (ТМФ)  
Оценить достоверность токсического эффекта химического вещества в опыте на животных (контроль — опыт) Критерий Ван-дер-Вардена (X)  
Оценить силу действия препарата (сильное, слабое) Критерий (Х2) Макнимара
Оценить влияние профессии на состояние здоровья рабочих (болели, не болели) Дисперсионный анализ для альтер­нативных вариант
Оценить влияние времени госпитализации на исход лечения Критерий Х2 по Р. Руниони
Оценить влияние профессии, стажа работы и места жительства на уровень заболеваемости острым бронхитом Трехфакторный дис­персионный анализ
Определить влияние уровня автоматизации рабочего места на избыточную массу тела ра­бочего Сравнение несколь­ких выборок по Немени
Оценить поведенческие реакции животных в эксперименте в период наблюдения Критерий Фридмана (X2)
Определить существенность динамики пока­зателей крови после эндогенной и экзогенной нагрузки Критерий Вилкоксона(W)  
Сравнить и оценить достоверность различий уровней заболеваемости по данным двух по­ликлиник Критерий Стьюдента (t) для относи­тельных величин
Оценить достоверность различий показателей физического развития (в баллах) в двух малых независимых выборках Критерий Ван-дер-Вардена (X)  
Установить достоверность различий частоты посещений врача мужчинами и женщинами в городской поликлинике Критерий итерации по Веберу  

 

Разумеется, предпочтение следует отдавать менее трудо­емким методам, хотя данное требование имеет относитель­ное значение в тех случаях, когда имеется возможность ис­пользовать современную вычислительную технику. Перед выбором адекватного метода статистического сравнения данных необходимо ответить на следующие основные во­просы:

1. Результаты получены в количественном или альтерна­тивном (атрибутивном) виде, т. е., иными словами, результат каждого измерения представлен числом или альтернативной (атрибутивной, двухвариантной) оценкой: " есть признак" — " нет признака", " есть симптом" — " нет симптома" и т. д.?

2. Сравниваются независимые выборки (результаты иссле­дования основной и контрольной групп) или зависимые вы­борки, т. е. результаты исследования одних и тех же лиц (экс­периментальных животных) в динамике?

3. Сравниваются две или несколько выборок. Таким образом, полученный в медико-биологическом ис­следовании материал может быть отнесен к одному из вариан­тов, для каждого из которых приведены адекватные методы сравнения выборок.

I. Фактический материал исследования в выборках представ­лен в количественном виде, выборки независимые, сравнива­ются две выборки. Адекватные методы сравнения выборок:

· критерий Стьюдента (t);

· сравнение средних значений двух независимых малых выборок по Лорду (D);

· критерий Вилкоксона—Манна—Уитни (U);

· критерий Мостеллера;

· критерий Розенбаума (Q);

· критерий Уайта (К).

II. Варианты в выборках имеют количественное выраже­ние, выборки независимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения:

· дисперсионный анализ;

· сравнение нескольких независимых выборок по Немени.

III. Варианты имеют количественное выражение, выборки функционально связаны (зависимые, согласованные), т. е. с попарно связанными вариантами; сравниваются две выборки. Адекватные методы сравнения:

· критерий Стьюдента (разностный метод) (t);

· ранговый критерий Манна—Уитни для разностей пар (Т);

· критерий знаков (Z);

· максимум-критерий для разностей пар.

IV. Варианты представлены в количественном виде, выбор­ки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекватные методы сравнения:

· ранговый дисперсионный анализ для нескольких зави­симых выборок по Фридману (X2 -критерий);

· множественное сравнение зависимых выборок по Вилкоксону (W).

V. Варианты в выборках представлены в альтернативном виде (" есть признак" — " нет признака"), выборки независи­мые, сравниваются две выборки. Адекватные методы сравне­ния:

· критерий Стьюдента (t) (для сравнения данных исследо­вания в относительных величинах с применением при необходимости поправок Йейтса);

· критерий X2;

· точный метод Фишера (ТМФ);

· критерий Ван-дер-Вардена (X).

VI. Варианты представлены в альтернативном виде, срав­ниваются несколько независимых выборок. Адекватные мето­ды сравнения:

· дисперсионный анализ;

· критерий X2 (по Р. Руниони).

VII. Выборки представлены в альтернативном виде, выбор­ки зависимые, сравниваются две выборки. Адекватные мето­ды сравнения:

· модифицированный критерий Макнимара (X 2-критерий Макнимара);

· критерий итерации по Веберу.

VIII. Выборки представлены в альтернативном виде, вы­борки зависимые, сравниваются несколько выборок. Адекват­ный метод:

· критерий Кохрана (Q).

Методы в каждой из приведенных 8 групп расположены в порядке убывания их мощности. Мощность определяется ве­роятностью выявления существующих достоверных различий. Вместе с тем, чем она больше, тем более трудоемок метод. Для некоторых методов имеются ограничения, обусловлен­ные, главным образом, числом единиц наблюдения в выбо­рочной совокупности, что также необходимо учитывать при выборе метода.

Таким образом, непараметрические критерии обладают ря­дом важных и неоспоримых достоинств. Использование их не требует знания законов распределения изучаемых совокупностей, они могут быть применены к совокупностям не только количественным, но также к полуколичественным и качественным. Эти методы позволяют проводить статистическую обработку результатов исследования при малом числе наблю­дений.

Критерий (хи-квадрат, критерий Пирсона)

С помощью определяют соответствие (согласие) эмпири­ческого распределения теоретическому и тем самым оценивают достоверность различия между выборочными совокупностями. Критерий применяется в тех случаях, когда нет необходимо­сти знать величину того или иного параметра (среднюю или от­носительную величину) и требуется оценить достоверность раз­личия не только двух, но и большего числа групп.

В практике работы врача метод может широко использо­ваться при оценке эффективности прививок, действия препа­ратов, результатов различных методов лечения и профилакти­ки заболеваний, влияния условий труда и быта на заболевае­мость рабочих. Применение критерия очень эффективно в случаях, ко­гда надо сопоставить статистические совокупности с большим количеством групп (градаций признака) или когда сравнивае­мых совокупностей больше двух.

Рассмотрим методику использования на примерах.

Пример 1. В противотуберкулезном стационаре новый метод (НМ) лечения применялся у 42 пациентов, страдающих открытой формой туберкулеза: у 24 из них длительность лечения продолжалась до 6 месяцев, у 18 – свыше 6 месяцев; у 58 пациентов, применялся старый метод (СМ) лечения: у 16 из них лечение продолжалось до 6 мес., у 42 – свыше 6 месяцев. Вопрос: эффективен ли новый метод лечения больных туберкулезом?

Представим данные задачи в таблице 37.

Таблица 37


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал