Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Отлучение от Церкви
С древности Св. Церковь практикует три степени отлучения, кои в церковных канонах именуются тремя различными терминами: akoinonia, лат. excommunication, - т.е. отлучение от причастия; aphorismos, лат. interdictum, - т.е. отлучение от совместного моления, вплоть до разговоров; anathema, - т.е. конечное отлучение, собственно проклятие (1 Кор. 16, 22). Под анафемой Св. Церковь понимает " удаление от Бога" (Вальсамон), " предание сатане" (1 Кор. 5, 5), " отделение от Христа" (Зонара), " изгнание из Царства небесного" (св. Тарасий, патр. Конст.), " вечное мучение" (Иоанн Златоуст). " Смысл анафемы тот, - уточняет еп. Феофан Затворник, - что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне ее, не только лишается благодати ее, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ее. Он - Божий отверженник, подгневный Ему". " Да предается анафеме всякая ересь", - постановили св. Отцы II Вселенского Собора (правило 1), и Церковь Христова всегда следует этому обычаю: отлучает еретиков от Церкви тотчас по провозглашении ими своих пагубных учений, ограждая своих членов от духовной заразы. Неоправданное промедление с осуждением и отлучением явных еретиков от Церкви как правило вызывает великий соблазн в ее святом теле, порождает церковные смуты и неизменно навлекает гнев Божий. Святитель Феофан Полтавский по этому поводу так пишет: " Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (Гал. 1, 7). Таковым повелевает Апостол изречь анафему: " Кто вам благовестит паче, еже приясте, - говорит он, - анафема да будет" (Гал. 1, 9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: " Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: " Яко обуморен еси, и ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам" (Апок. 3, 16). А св. Василий Великий о том же говорит в следующих выражениях: " Церковные уставы обличенных в тяжких грехопадениях отлучают от прочего тела, " да не мал квас все смешение" повредит (1 Кор. 5, 6). Посему, согласно с волею Благого Бога - отнимать беззаконных от народа... А сколь вредно не отделять беззаконных от общения со святыми членами Христовыми, сие выразил Апостол, укоряя Коринфян за то, что они не плакали, да " измется от среды их содеявый дело таковое" (1 Кор. 5, 2). Церковную анафему могут произносить " Святые Соборы", и не обязательно Вселенские, но и Поместные, а также " Святые Отцы" (Двукр. 15). Отлучения, произнесенные ими, становятся обязательными для всей Вселенской Церкви, т.к. отлученные одним епископом, или одной Поместной Церковью, не должны быть принимаемы другим епископом, или другой Поместной Церковью (Премудр. 1; Карф. 9, 118, 147; Апост. 32; I Всел. 5 и Антиох. 6). Чтобы оградить себя от искушения и соблазна, анафеме еретиков может предавать любой мирянин или монах, о чем мы имеем наставление от препп. Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка и многочисленные указания из житий святых. Проклинать ересь и ересеучителей обязан каждый христианин, обращающийся к Церкви Христовой из еретических сборищ. Еретики не только " видимым действием церковной власти", но и " невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви", - гласит Пространный Христианский Катихизис. Ибо еретика от Церкви отлучает сама проповедуемая им ересь, а церковная власть (например, Собор) лишь видимо подтверждает уже совершившийся над еретиком суд Божий. " Аще рекут кому правила " да извержется", - говорит в своем поучении к священному чину Московский Патриарх Иосиф, - таковый и есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного ". А новосвященномученик епископ Марк (Новоселов) свидетельствует: " Вера Церкви противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви ". Согласно Свящ. Писанию и учению святоотеческому, еретик " самоосужден" (Тит. 3, 11), " уже осужден есть" (Ин. 3, 18); еретики навлекают " сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2, 1), " сами себя отлучили от Церкви" (преп. Максим Исповедник). Св. Отцы говорят: " Кто мудрствует иначе, чем она [Церковь] научает, тот сам себя предал анафеме" (Варсонуфий и Иоанн). Дерзающий искажать или переменять православное исповедание " уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого" (Окружное Посл. Вост. Патр. 1848 г.). Наконец, еп. Феофан Затворник подробно объясняет это: " Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, - не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси". Посему не всякий суд церковного Собора есть уже суд Божий, но только тот, который согласен с волей Божией. Ибо мы знаем, что некогда собирались, под видом истинных, лжесоборы или Соборы разбойничьи, выносившие неправедные решения, осуждавшие православных и покровительствовавшие еретикам. А посему вместе со Св. Отцами мы свидетельствуем: " Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в истине" (Преп. Феодор Студит). " Последуяй же прежде его святым Соборам, той Собор свят есть; не последуяй же прежде его святым Соборам, не свят, но и скверен есть и отвержен" (Кормчая Книга гл. 71, л. 641. Преп. Никона Черногорца). То сообщество христиан, в котором появляется ересь, т.е. когда оно уже вполне заражено ею, тотчас отпадает от Церкви. " Подлинно, как скоро введена ересь, - пишет преп. Феодор Студит, - то отлетел Ангел хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом", - т.е. лишился спасительной благодати св. Таинств. Ибо принятие спасительной благодати вне веры истинной невозможно (Еф. 2, 8; Гал. 3, 14).
|