![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология науки и ЭП.
Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата. Это особая сфера научного знания – учение о методе. Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. (Психология сознания + интроспекция = субъективистский подход к изучению психических явлений, бихевиоризм + наблюдение = объективистский подход.) Научный подход выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и др.). Исследовательский метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик. У психологии нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Одни методы используются только в рамках определенной научной школы, другие находят применение в разных школах. В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов выделяют следующие уровни методологии: [14] уровни философской, общенаучной, конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования. Философская методология характеризует общую мировоззренческую позицию как интерпретационную основу науки. Общенаучная методология определяет принципы построения научного знания. Конкретно-научная методология служит реализации принципов построения и функционирования конкретной науки. На уровне методики и техники исследования конкретизируются принципы построения и проведения научного исследования. Основополагающим для методологии психологии является разграничение в ее рамках естественно-научного (номотетического) и гуманитарного (идиографического) подхода в объяснении и понимании человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из этих подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний. Номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. Естественно-научная парадигма в психологии исповедует две принципиальные установки: 1) ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины); 2) ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Научное познание строится при помощи наблюдения и экспериментирования. Исследователь занимает позицию внешнего незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место отводится индуктивному методу: обобщению большого количества сходных наблюдений. Количество накопленного эмпирического материала определяет основательность вывода. Содержание знания имеет единое для всех значение. Критерием истинности естественно-научного знания являются проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования. Естественно-научная парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, типов, подведение единичных фактов под общую зависимость. При построении типологий, классификаций, законов широко используются математические методы обработки полученных данных. Другим критерием истинности естественно-научного познания служит использование его результатов на практике. Изучение психологии человека с позиции естественно-научного подхода не может претендовать на полноту знания о нем, так как в этом случае игнорируется его духовная сущность. Идиографический подход – последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Идиографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Широко применяется в исторических дисциплинах (так называемые, персоналии). Гуманитарная парадигма ориентирована на индивидуальность, обращена к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам. Единичное событие имеет свою самоценность. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных и эстетических норм. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого бытия. Гуманитарное знание – это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. В отличие от естествознания в гуманитарных науках могут существовать разные точки зрения на одну проблему. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание никогда не может быть окончательным и единственно верным. Понимание, являющееся одним из способов гуманитарного познания, предполагает активное, пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные и мировоззренческие установки, ценностные ориентации, отношение к познаваемому. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование принимает форму диалога двух субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. С этим связано ограничение в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы. Основные методологические принципы психологического исследования Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах: 2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными. 3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество. 5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов. 6. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга. 7. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента (принцип фальсификации - научное знание должно быть в принципе опровержимо). 8. Принцип верифицируемости. Выдвинут О. Контом, в начале ХХ века – фактическая подтверждаемость теории, подтверждение экспериментальной гипотезы (принцип верификации - научное утверждение должно быть проверено опытным путем). 9. Принцип репрезентативности объекта исследования с целью обеспечения возможности распространения экспериментальных результатов на большие группы людей; 10. Принцип валидности (от англ validity - настоящий, имеющий силу) - обоснованности степени соотнесения экспериментальных процедур как с базовыми теоретическими понятиями, предметом исследования, так и с экспериментальными данными, полученными другими исследователями, позволяет считать полученные экспериментальные результаты и выводы достоверными; 11. Принцип надежности (или, по Р.Готтсданкер, внутренней валидности) экспериментальных данных, предусматривающий организацию таких экспериментальных условий, обеспечивающих точность измерения психических явлений таким образом, чтобы впоследствии можно было обобщить и распространить их на других людей; 12. Принцип инвариантности результата экспериментального исследования психики, обусловливает относительно устойчивая связь между экспериментальным воздействием и определенным ответом (реакцией) объекта исследования, задает принципиальную воспроизводимость результатов исследования 13. Принцип изоморфизма, что обуславливает существование соотношения между внешней, предметно-практической и внутренней психической деятельностью, и позволяет наряду с объективным изучением внешних факторов получить объективну информацию о внутренних, субъективные факторы - свойства психики субъекта 14. Принцип единства теории, эксперимента и практики, утверждает необходимость обеспечения тесной связи между практикой, которая определяет проблемы психологии, методами исследования и теории, развивающееся на базе накопленных в экспериментальных прикладных исследованиях данных, которые являются для теории как источником информации, так и средством проверки ее истинности. 15. Принцип проектирования (активного моделирования, воспроизведения форм психики в особых условиях). Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. В самом общем смысле метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. МЕТОД - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования (Дружинин В.Н.) МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ – совокупность способов и приёмов изучения психологических проявлений личности человека (Кр.психологический словарь, 1985). С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Выделяется пять уровней системы классификации психологических методов: 1.Уровень методики. 2.Уровень методического приёма. 3.Уровень метода (эксперимент, наблюдения и пр.). 4.Уровень организации исследования. 5.Уровень методологического подхода. Классификация методов психологического исследования(по Ананьеву Б.Г.). 1) организационные (4-й, 5-й уровни) - сравнительный, лонгитюдный и комплексный; 2) эмпирические - обсервационные методы (набдюдения и самонаблюдения), эксперимент (лабораторныый, полевой, естественный и др), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных - методы математико-статичеческого анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные – генетические (фило- и онтогенетический) и струкурные методы (классификация, типологилизация и др.).
|