![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов психологического исследования (по Дружинину В.Н.). ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Дружинин В.Н.(1999, 2000) выделяет в психологии три класса методов: 1) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатами применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др. 2) Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – с предметом исследования). Результат применеия второй группы методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или простраственно-схематической. 3) Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Третья группа - интерпретационно-описательные методы - это совмещение результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Дружинин относит к группе теоретических методов следующие: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и пр. 2) индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация. 3) моделирование - конкретизация метода анологий, умазаключения от частного к частному, когда качестве аналогов более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.
Литература:
|