Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К вопросу о природе социологии и этапах ее становления






Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и Начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

В становлении социологии можно выделить ряд этапов. Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл «социальной физикой», должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - процессы социальных изменений. Общество, по Конту, - сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов Общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

Дальнейшее развитие в этот период получают такие направления социологического анализа, как структурно-функциональный анализ, конфликтный, системный подходы, формулируются положения символического интеракционизма.

Затем наступает в первой половине XX века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации, теория измерения.

Во второй половине XX века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получают бурное развитие специальные социологические теории. Большой вклад в развитие социологии вносят на этом этапе американские социологи Г. Парсонс, Р. Мертон.

Вместе с тем специализация и методологический плюрализм привели в этот период к отрицательным последствиям. Для социологии становятся характерными разорванность элементов, фрагментация, подвергается сомнению целостность социологического знания, оно рассматривается как набор множества специальных теорий и конкретных исследований.

В 70-90-х годах в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа.

Различные теоретические подходы не рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие. Польский социолог П. Штомпка приводит слова американского социолога Дж. Александера о том, что «нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование». Примером такого синтезирования П. Штомпка считает концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, свою теорию социального становления и др.

Современное обновление социологии заключается и в том, что она переходит от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Так постепенно, на протяжении всех этих этапов получают развитие все структурные элементы социологической системы знания.

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития.

После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.). Поэтому сейчас важно вычленить социологическое знание из других наук, объединить его в рамках социологии.

В нашей стране еще не преодолены фрагментация социологии, разорванность ее элементов, о чем свидетельствуют учебные программы и учебные пособия, где чаще всего дается изложение различных специальных социологических теорий (социологии), а не общей теории.

Социология как бы возвращается к своим истокам, к обобщениям общего социологического характера, к целостной системе знания.

Все чаще звучит призыв обратиться к общей теории. Социологи справедливо отмечают, что без общей теории нет и не может быть развитой целостной системы научного знания, ибо общая теория выполняет функции исходного и обобщающего знания, обеспечивающего дальнейшее развитие специального и конкретного.

О тенденциях развития современной социологии очень хорошо сказал известный английский социолог Энтони Гидденс в статье «Девять тезисов о будущем социологии» [2]. По словам Э. Гидденса, социология придет к теоретическому синтезу и откажется от забвения общей теории. При этом будет переосмыслен главный объект социологического анализа - целостность общества. Это уже не изолированное общество в государственно-национальных рамках, а система обществ. Социология вновь заинтересуется крупномасштабными долговременными процессами социальной трансформации, станет более активным участником в формировании практической социальной политики. Э. Гидденс выразил уверенность, что социологическое мышление и социологическое видение проникнет в контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии, - социальной антропологии, международных отношений). Подобно другим наукам социология по своей природе и истории развития интернациональна. Она является продуктом духовного развития человечества, результатом творческой деятельности ученых разных стран. Ее появление - достижение мировой обществоведческой мысли.

Несомненно, развитие социологии имеет свои особенности в различных странах. Без их изучения наши представления о социологии были бы недостаточно полными и глубокими. Сейчас мы сетуем на. то, что не знаем, как развивалась украинская социологическая мысль. Между тем, она развивалась в свое время довольно интенсивно.

Интересно, например, что известный украинский историк М. Грушевский считал себя социологом. В 1921 г. он создал в Вене 1-ый Украинский социологический институт и тогда же опубликовал лекции по генетической социологии. На развитие отечественной социологической мысли оказали влияние не только западноевропейская, американская социология, идеалистическая русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного освободительного движения.

Современный историк социологии Раймонд Арон в книге «Этапы развития социологической мысли» прослеживает самобытность, национальные истоки, особенности социологии классиков. Но это не означает, что социология национальна. Как всякая наука, она испытывает влияние различных факторов, но это не изменяет ее природы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал