Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Теории происхождения государства.
Классовая теория: Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право - это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу. Теологическая теория: Основоположниками данной теории являются Фома (Томазо) Аквинский, а также многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего. Возникновение государства объясняется божественной волей. Государство - божественное творение, дарованное людям «свыше» и продолжающее процесс сотворения Богом мироздания. Законы изначально были переданы людям сверхъестественным путем от Бога через пророков и ангелов. Провозглашается незыблемость, вечность государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем и государство зависит от божественной воли, проявляющейся через церковь. Государственная власть обожествляется. Правитель наделяется властью не народом, а Богом для того, чтобы проводить божественную волю в государстве. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть - производна от нее. Патриархальная теория: Основоположниками данной теории является Платон, Аристотель, Фильмер. Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства - отец нации вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства. Органическая теория: Основоположником данной теории является Г. Спенсер. Государство сравнивается с живым организмом, его развитие аналогично общей эволюции органического мира. При этом биологические закономерности распространяются на общественное развитие. Утверждается, что законы природы - естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование приводят к объединению людей в единый организм - государство. Теория насилия: Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер. В основе происхождения государства лежат военные завоевания. Государственный аппарат формируется для организации подавления племенами-победителями завоеванных народов. Теория общественного договора: Основоположниками данной теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ж. -Ж. Руссо. Государству предшествует естественное состояние - либо «золотой век», либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. В целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.
В научной и учебной литературе могут встречаться и другие теории происхождения государства.
Ранние формы государства: 1. Бесформенное раннее государство. В этом типе связи родства, семьи и общины продолжают доминировать и определять политические отношения. Полномасштабная специализация ограничена. Между правителем и подданными устанавливаются прямые и взаимные контакты. 2. Типическое раннее государство. Родство в этом варианте дополняется связью с местностью, соперничество и установление наследственности, лидирующая роль администрации переходят не по родственной линии, перераспределение определяет отношения между социальными слоями. 3. Переходное раннее государство. Родство в этой категории имеет значение только в маргинальных аспектах деятельности правительства. Административный аппарат действует через официальных, назначенных лиц, торговая экономика и антагонистические общественные классы развиваются вместе с появлением частной собственности на средства производства. Ранние государства сформировались независимо, по крайней мере, в шести регионах древнего мира: в Месопотамии, Египте, в долине Инда, Китае, Мезоамерике и Перу. 4. Империи. Они имеют больше людей, контролируют большую территорию и характеризуются более высоким уровнем социальной, экономической и политической стратификации, по сравнению с ранними государствами. Многие их них с самого начала вовлекались в конкурентные взаимоотношения с соседними государствами, что ограничивало их размеры и власть.
|