![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Память о Петре I увековечена во многих городах России и Европы.
Памятник Петру I Г. Шлиссельбург Проект 6 «В» класса Классный руководитель: Феоктистова Г.В. Г.
Пётр I Алексе́ евич, прозванный Вели́ кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора. В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Память о Петре I увековечена во многих городах России и Европы. Одним из таких городов является город Шлиссельбург. Как известно, Шлиссельбург сыграл огромную роль в развитии Российского государства. История Шлиссельбурга началась в далекой древности. В 1323 г. по приказу новгородского князя Юрия здесь была воздвигнута крепость Орешек. Она должна была защищать новгородские земли от шведов. Позже крепость много раз перестраивалась и укреплялась. В свое время деревянные постройки сменились каменными, а берега Невы вокруг крепости начали застраиваться крестьянскими домами.
Крепость неоднократно подвергалась атакам шведских войск, и в 1612 году была захвачена и переименована в Нотебург («Ореховый город»). Но через 90 лет, в ходе Северной войны, крепость была отвоевана Русской армией. Петр I назвал ее Шлиссельбургом (что в переводе означает «Ключ-город»). Благодаря взятию этого шведского бастиона русскому флоту открылся проход в Неву и в Балтийское море.
После захвата крепость опять начали отстраивать. В Шлиссельбурге развернулась большая стройка: были построены казармы для солдат, Монетный двор, Государев дом, церковь Иоанна Предтечи. Была также прорыта и уникальная сеть обводных каналов. По знаменитым Петровским каналам в строящийся Санкт-Петербург возили материалы. Петр I очень любил Шлиссельбург. Каждый год 11-12 октября он приезжал сюда, чтобы отметить победу над шведами. Чтобы предать Шлиссельбургу особый статус, царь приказал составить городской герб. Это был второй герб после столичного. Его внесли в государственный реестр и с тех пор не меняли.
Покровительство императора сыграло важную роль в жизни Шлиссельбурга – со временем он стал привлекательным для богатых и знаменитых…
Модель памятника Петру I в Шлиссельбурге была подготовлена скульптором М.М. Анткольским в 1872 году. Марк Матве́ евич Антоко́ льский (Мо́ рдух Ма́ тысович Антоко́ льский, 21 октября (2 ноября) 1843, Вильна, Виленская губерния, Российская империя — 26 июня (9 июля) 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — выдающийся русский скульптор-реалист, с 1871 — академик Петербургской академии наук. В 1872 году он заканчивает модель монументальной статуи «Петр I», отозвавшись тем самым на отмечаемое в России двухсотлетие со дня рождении одного из величайших государственных деятелей истории. Скульптор решил запечатлеть Петра, еще разгорячённого битвой после блестящей победы под Полтавой, во многом решившей будущее всего русского государства. В отличие от условно-аллегорической трактовки образа Петра у мастеров XVIII столетия Антокольский создает типичную для памятников второй половины прошедшего века детально проработанную портретную статую, поднятую в целом до образа и силы монументального искусства. В 1878 году Антокольский показал свои произведения на Всемирной парижской выставке, где его работа «Христос перед судом народа» была удостоена высшей награды — большой золотой медали и где получил также признание его «Петр I». Памятник Петру I в Шлиссельбурге, выполненный скульптором М.М. Антокольским, был установлен летом 1957 года у Петровской пристани. Появление этого бронзового монумента было приурочено к юбилею - 250-летию Ленинграда. Впервые инициатива установки памятника Петру Великому на этом месте появилась в 1901 году, в преддверии празднования 200-летия взятия Нотебурга русскими войсками. Скульптура установлена у пристани неспроста – именно здесь расположены сооружения Староладожского канала, которые в марте 1719 года строились под личным контролем Петра I. Пётр запечатлен в горделивой позе, одетый в парадный мундир Преображенского полка, в треуголке и ботфортах. Он опоясан шарфом, на его груди красуются лента и звезда ордена Андрея Первозванного. На его левом боку виден в ножнах палаш. Левой рукой царь крепко держит подзорную трубу, а правой опирается на трость. Относимые назад волосы, загибающиеся полы мундира, как бы облепляющего тело Петра, резко откинутая рука, опирающаяся на трость, создают ощущение порывисто-внезапной остановки фигуры. А вся постановка корпуса, разворот плеч, уверенно стоящие ноги способствуют передаче длительности момента, выражают волю и целеустремленность обычно подчёркиваемые в традиционных монументальных образах полководцев. Сочетание внутренней динамики фигуры и её внешней импозантной статики — достоинство данной работы. Известное значение для впечатления имеет и масштаб статуи (примерно в полтора раза больше человеческого роста — в полторы натуры, как говорят скульпторы).
По России было отлито много таких же памятников, которые сейчас стоят, например в Петергофе, на Большом Сампсониевском проспекте в Санкт-Петербурге, в Таганроге и в нижнем парке Петергофа. Аналогичные скульптуры также имеются в Русском музее, Третьяковской галерее и Центральном военно-морском музее. Авторская модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (Санкт-Петербург). Точно такой же памятник находится в Архангельске и изображён на 500-рублевой купюре.
Спасибо за внимание!
|