Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки классификации и виды цен

Таблица 3.2.1.

Признак Виды цен
По степени участия государства в регулировании цен Фиксированные Регулируемые Договорные Свободные
В зависимости от обслуживаемого оборота Отпускная цена предприятия Оптовая цена Розничная цена
В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции Цена франко-станция отправления Цена франко-станция назначения Цена ДАФ Цена СИФ Цена ФОБ Цена ФАС Цена КАФ
В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения Оптовые цены Закупочные цены Цена на продукцию строительства Розничные цены и тарифы на услуги
В зависимости от договорных условий совершения сделок Базисная цена Биржевая цена Договорная цена Контрактная цена Твердая цена Справочная цена Демпинг Ценовая дискриминация
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция Цены для внутреннего рынка Цены для внешнего рынка - цены на импортируемые товары - цена на экспортируемые товары
В зависимости от сроков действия Постоянные (долговременные) Скользящие Ступенчатые Сезонные
Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии Планово-расчетные Учетные Цены производителей Потребительские Текущие Сопоставимые
По степени обоснованности Базисные Прейскурантные Фактические

 

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу регулирования цены подразделяются на: жестко фиксированные (назначаемые или твердые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) – устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) – устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные (контрактные) – определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.

Свободные (рыночные) – освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от обслуживаемого оборота различают: отпускная цена предприятия, оптовая и розничная цены.

Отпускная цена предприятия – по ней предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.

Оптовая цена – по ней оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

Розничная цена – по ней розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из потовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером, она исчисляется с учетом оптовой надбавки (т.е. включает в себя оптовую надбавку). На рис. 3.2.1. приведен состав розничной цены.

 

Плановая себестоимость Цена производителя     Отпускная цена предприятия-изготовителя   Отпускная цена оптового предприятия     Розничная цена
Прибыль
Налог на добавленную стоимость
Акциз
Налог на продажу автомобильного топлива
Налоги с оборота (косвенные)
Оптовая торговая наценка
Розничная торговая наценка
Налог на продажу

 

Рис. 3.2.1. Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства

 

В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции в мировой практике различают цены: франко-станция отправления и назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ.

Франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец.

Франко-станция назначения – включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Последний несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке груза на свой склад.

СИФ – все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец.

ФОБ – продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

ФАС – включает только расходы по доставке груза до причала.

КАФ – включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.

Существуют различные методы определения цены: затратный, индексный, метод формирования цен с ориентацией на конкуренцию и др.

Величину цены затратным методом можно определить по формуле:

 

Ц = С + П + Н,

где С – себестоимость единицы продукции; П – прибыль, приходящаяся на единицу продукции; Н – налоги, включаемые в цену.

 

Основными функциями цены являются:

- учетная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукции;

- стимулирующая - поощряет или сдерживает производство и потребление различных товаров;

- распределительная – меняет цены под воздействием рыночных факторов;

- балансирующая - устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением, между потребителем и производством;

- функция цены как средства рационального размещения производства – позволяет осуществлять перелив капиталов в производства с более высокой нормой прибыли;

- информационная - предоставляет информацию для принятия производственных решений.

 

3.2.2. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы

 

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы.

Цены формируются под воздействием двух групп факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке товара (рис. 3.2.2)

На уровень цен оказывают влияние следующие экономические факторы:

факторы снижения цен – рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей;

факторы роста цен – спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажжиотажный спрос и др.

 

 

 
 

 


- политическая стабильность в стране; - обеспеченность основными ресурсами; - масштабы государственного регулирования экономики и цен; - общий уровень инфляции; - характер спроса; - наличие и уровень конкуренции; - совершенствование налогового законодательства; - внешнеэкономическая политика государства и др.  
особые свойства товара;

 

 

Рис. 3.2.2. Факторы, определяющие соотношение спроса и предложения на рынке товара

 

3.2.3. Методы формирования цен. Государственное регулирование цен

 

Формирование рыночных цен на продукцию (услуги) проходит несколько этапов:

- постановка задачи ценообразования;

- определение спроса;

- оценка издержек производства;

- анализ цен товаров конкурентов;

- выбор метода установления цен;

- определение цены и правил ее изменения;

- учет государственного регулирования цен.

Существуют различные методы формирования цены. В таблице 3.2.1 приведены основные методы, действующие в настоящее время.

Более подробно рассмотрим формирование цены с применением затратного или свободного метода счета.

При свободном методе формирования отпускной цены (метод обратного счета) исходной для выполнения расчета является цена на рассматриваемый товар, сложившаяся на внутреннем рынке. Зная рыночную и закупочную цены на товар, а также величину ожидаемых затрат (в том числе на таможне), делается расчет предусмотренных законодательством налогов, сборов и отчислений, включаемых в отпускную цену товара, корректируются отдельные виды затрат (например, расходы на рекламу, информационные услуги и др.) и определяется размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Суть затратного метода заключается в том, что при составлении расчета за отправную точку берется закупочная цена товара, к которой добавляются таможенные платежи и другие расходы в размерах, ожидаемых в предстоящем отчетном периоде согласно используемым методикам расчета и нормативам. Затем к сформированной таким образом полной себестоимости единицы товара по принятому нормативу рентабельности добавляются прибыль и предусмотренные законодательством налоги, сборы и отчисления, включаемые в отпускную цену товара (таблица 3.2.2).

В соответствии с Законом «О ценообразовании» под его государственным регулированием понимается: «воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования».

Объективная необходимость регулирования цен обусловлена многими причинами: защитой свободной конкуренции от монополий, необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения, потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан, а также необходимости стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.

Одним из субъективных условий необходимости государственного регулирования ценообразования является недостаточная степень обеспеченности внутренне согласованными законодательными документами: законами, указами и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов в условиях трансформационного периода.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.


Табл. 3.2.1Методы ценообразования

Метод установления цены Сущность формирования Область применения Достоинство Недостатки
С ориентацией на издержки производства Полных издержек На единицу продукции При принятии различных управленческих решений Простота, удобство расчета - не учитывается имеющийся спрос и конкуренция; - искажает вклад продукта в доход предприятия
Затратный Исходя из себестоимости, планируемой прибыли, косвенных налогов и отчислений При обосновании цен на принципиально новую продукцию, не имеющую аналогов; на разовые заказы; монопольную продукцию и т.д. Простота, удобство расчета Ограниченность применения
Агрегатный Исходя из суммы цены одного элемента и затрат по сборке и компановке нового товара На товары, состоящие из сочетаний отдельных изделий, продукции собранной из унифицированных узлов, элементов, деталей Простота, удобство расчета Ограниченность применения
Структурной аналогии По аналогу товара В производствах и сферах с широкой номенклатурой однотипных изделий, работ, услуг Простота, удобство расчета Ограниченность применения
Прямых затрат Исходя из переменных затрат и определенной прибыли-надбавки При принятии различных управленческих решений Позволяет находить оптимальное сочетание объема производства, цены реализации и расходов по производству продукции Ограниченность применения: при наличии неиспользованных резервов производственных мощностей; постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства
Параметрический Удельных показателей С учетом доплат, скидок и значений качественного параметра На несложные товары Простота, удобство расчета Не применяется к сложным товарам
Балловый На основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителя   На сложные изделия Простота, удобство расчета Зависит от опыта работы экспертов и уровня их квалификации

Табл. 3.2.2. Пример расчета отпускной цены на импортируемую продукцию в 2004 г

 

 

№ п/п Наименование затрат Схема расчета Затраты на 1 шт. продукции
1. Контрактная цена, доллары США Исходя из условий контракта 3, 6
2. Таможенная стоимость, бел.руб. 3, 6 х 2031 (курс нац. банка РБ 7311, 6
3. Таможенные платежи, всего п. 3.1 + п. 3.2 + п.3.3 1107, 71
3.1. Таможенная пошлина п. 2х15/100 (ставка - 15% от таможенной стоимости) 1096, 74
3.2. Акциз Включается по установленным ставкам -
3.3. Таможенный сбор п.2 х 0, 15/100 (ставка - 0, 15% от таможенной стоимости) 10, 97
4. Расходы по импорту, всего   411, 2
5. Расходы по оптовой деятельности, всего п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5 523, 7
6. Итого затрат   9354, 21
7. Рентабельность, % Исходя из конъюнктуры рынка  
8. Прибыль п.6х24/100 2245, 01
9. Отчисления в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции (п.6 - п.2 + п.8)х1, 15/98, 85 49, 88
10. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной¦науки и отчисления средств пользователями автодорог (п.6 - п.2 + п.8+п.9)х3/97 134, 15
11. Отпускная цена импортера без НДС п.6+п.8+п.9+п.10, округление 11783, 25

 

Целесообразно различать три основные формы государственного воздействия на ценообразование: ограничение на формирование цен в виде их фиксирования, установление предельных цен, рентабельности или каких-либо других ограничительных нормативов; установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); государственную поддержку цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).

Применительно к сфере ценообразования стоит выделять следующие методы государственного регулирования: экономическое регулирование (косвенное) является основой ценового регулирования в практике развитых стран, т.к. в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен. Оно осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.; административное (прямое) регулирование цен – предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов.

В то же время государство, уже вследствие того, что оно государство, издает законы и требует их выполнения, имеет возможность регулировать цены на товары, добиваясь при этом определенных целей: изменения размера производства, создания льгот отдельным отраслям производства или предприятиям, регулирования доходов, штрафования, стимулирования и т.д. Поэтому следует перечислить ряд факторов, ограничивающих вмешательство государства в ценообразование: существование неких интересов государства, обособленных от общих интересов экономической системы; государство не в состоянии учесть общественную потребность, что приведет к несоответствию между спросом и предложением по различным группам товаров и т.д.

Основные функции государства в области регулирования ценообразования можно свести к следующим: создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; контроль над монополиями и их ограничение; поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.; корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции.

К важнейшим направлениям ценовой политики Республики Беларусь можно отнести:

- политику свободных цен;

- регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей;

- защиту собственных товаропроизводителей;

- сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России;

- переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. В чем заключается сущность " цены"?

2. Какие функции выполняет цена?

3. Назовите признаки классификации цены.

4. Что означает оптовая цена?

5. Приведите порядок формирования розничной цены.

6. Перечислите основные принципы ценообразования.

7. Под воздействием каких факторов происходит формирование цены?

8. Какие экономические факторы оказывают влияние на уровень цен?

9. Какие этапы предшествуют формированию рыночной цены на продукцию (услуги)?

10. В чем заключается суть затратного метода формирования цены?

11. В чем заключается суть свободного метода формирования цены?

12. Что понимается под государственным регулированием ценообразования?

13. Назовите причины объективной необходимости регулирования цен?

14. Назовите формы государственного воздействия на ценообразование.

15. Перечислите методы государственного регулирования ценообразования.

16. Перечислите факторы, ограничивающие вмешательство государства в ценообразование.

17. Приведите основные функции государства в области направления ценообразования.

18. Назовите основные направления ценовой политики Республики Беларусь.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акулич И.Л., Демченко Е.А. Основы маркетинга. - 2-ое изд., испр. - МН.: Выш.шк., 1999.

2. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под общей ред. И.И.Полещук. - Мн.: БГЭУ, 2001.

3. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг. –Мн.: ООО " Мисанта", 1997.

4. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ В.И. Борисевич, Г.А.Канд и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А.Канда. - Мн.: ИП “, 2000.

5. Ценообразование. Юнита 1. Ред. Л.С.Лебедева. - М., 1998.

6. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия " Учебники, учебные пособия". 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: " Феникс", 2001.

7. Бабук И.М. Экономика предприятия: Учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и подготовки кадров / И.М.Бабук, В.И.Демидов, Л.Гринцевич, В.Т.Пыко – Мн.: БНТУ, 2002

8. Закон Республики Беларусь от 10.05.99 г. № 255-3 “О ценообразовании” - ж. “Главный бухгалтер” № 19, 1999 г.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документы в области стандартизации. | Глоссарий. Автоматизированное рабочее место (АРМ) —совокупность программно-аппаратных средств, предназначенная для работы одного человека.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал