Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа фирмы и организационно правовые формы предприятийСтр 1 из 8Следующая ⇒
Глава 4. Предложение. Производство и издержки 4.1. Природа фирмы и организационно-правовые формы предприятий. 4.2. Поведение производителя в рыночной экономике. Эластичность предложения. 4.3. Производственная функция. Эффект масштаба. Экономические и бухгалтерские издержки производства. Виды издержек и их изменение с ростом выпуска продукции. Производство и максимизация прибыли; 4.4. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Природа фирмы и организационно правовые формы предприятий Природа фирмы Фирма и рынок – конкурирующие механизмы общественной координации. § Рынок ↔ трансакционные издержки – издержки рыночного механизма координации (издержки заключения контрактов и обеспечения их исполнения, защиты прав собственности и т.д.) § Организация ↔ агентские издержки – издержки контроля над соблюдением трудовых контрактов, измерения результатов, мотивации. Когда агентские издержки больше трансакционных издержек, фирма делится на самостоятельно торгующие части для снижения агентских издережек. В случае обратном случае выгодно объединить мелкие производства в более крупные. Классическая работа Рональда Коуза по этой теме: Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica, New Series, Vol. 4, No. 16 (Nov., 1937), pp. 386-405; https://www.jstor.org/stable/2626876 По поводу агентской проблемы подробнее см.: Dvorak P. Poor Year Doesn't Stop CEO Bonuses // The Wall Street Journal, March 18th, 2009, p.B1; https://online.wsj.com/article/SB123698866439126029.html Виды предприятий Предприятие это экономический субъект, который занимается предпринимательской деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Понятие предпринимательской деятельности включает: 1) мотив систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг; 2) ведение дела на свой риск. Предприятие является имущественным комплексом и его стоимость кроме стоимости его зданий, станков и др. имущества включает такие нематериальные активы, как имидж (благосклонность), торговые марки, патенты и лицензии, ноу-хау на организацию производства, интеллектуальную собственность, промышленные права (на аренду земли, природных ресурсов, зданий). Рыночное хозяйство отличается многообразием видов предприятий. Это многообразие придает рыночной системе гибкость, служит решающим условием ее эффективного функционирования. Все многообразие предприятий принято классифицировать по ряду признаков: по виду хозяйственной деятельности; по величине предприятия; по формам собственности. Гражданский кодекс в части 1, гл.4 «Юридические дица» содержит их различные названия: коммерческие корпоративные организации (хозяйственные товарищества – полные и на вере, крестьянские (фермерские) хозяйства), общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие корпоративные организации (потребительский кооператив, общественная организация, общественное движение, ассоциация и союз, товарищество собственников недвижимости, казачье общество, община коренного малочисленного народа, адвокатская полата). Некоммерческие унитарные организации (фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) По формам собственности различают предприятия государственные и частные. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя. (ГК РФ Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина). При этом гражданин несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Индивидуальное предприятие – принадлежит одному человеку, который несет ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы. § Индивидуальное предприятие – форма существования малого бизнеса § расширение собственного капитала за счет публичного размещения акций – невозможно Собственники хозяйственного общества выбирают органы оперативного управления фирмой – совет директоров и органы контроля над деятельностью менеджмента. Вследствие разрыва между функцией собственника и функцией управления в хозяйственных обществах существует противоречие интересов собственников и менеджеров. Собственники заинтересованы в доходе от собственности, в распределении большей доли прибыли. Им выгодна также продажа предприятия или его части. Менеджеры заинтересованы в том, чтобы меньшую долю прибыли отдавать собственникам. Акционерное общество - Принцип ограниченной ответственности; - Отделение собственности от управления; - Корпорация – юридическое лицо, существующее отдельно от своих акционеров или участников. Преимущества: § Привлечение капитала за счет публичного размещения ценных бумаг; § Отделение управления от собственности позволяет привлекать наиболее квалифицированный менеджерский труд и обновлять менеджмент; § Возможность перехода собственности при сохранении корпорации; § Оценка эффективности корпорации рынком через краткосрочные показатели эффективности – прибыль, и долгосрочные – капитализация компании. Агентская проблема: o Оппортунизм менеджеров: · Злоупотребления (вывод финансовых потоков и активов, искажение информации, потребление за счет фирмы и т.д.); · Потери в связи с несовпадением интересов (повышенные риски, слияния, поглощения, масштабные инвестиционные проекты) o Оппортунизм работников (отлынивание) Дополнительно: примером последствий «агентской проблемы» является ипотечный кризис в США. Подробнее см.: Pleven L., Craig S. Deal Fees Under Fire Amid Mortgage Crisis//The Wall Street Journal,, Thursday, January 17, 2008, Page One, p.A14
|