Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Rimland Николаса Спайкмена






Николас Спайкмен (1893—1943) — американский ученый голландского происхождения, профессор международных отношений, директор Института международных отношений при Иейльском университете, продолжатель теории адмирала Т. Мэхена. Он утверждал, что термин «геополитика» — подходящее название для анализа и упорядочивания данных, которые необходимы для принятия решений по вопросам внешней политики.

Все исследования этого ученого носят чисто прагматический характер. Он выделил десять критериев геополитического могущества государства:

• поверхность территории;

• природа границ;

• объем населения;

• наличие или отсутствие полезных ископаемых;

• экономическое и технологическое развитие;

• финансовая мощь;

• этническая однородность;

• уровень социальной интеграции;

• политическая стабильность;

• национальный дух.

Если сумма оценки геополитических возможностей государства по этим критериям оказывается небольшой, то данное государство вынуждено поступаться частью своего суверенитета.

В американской энциклопедии в годы Второй мировой войны появилась статья, в которой указывалось, что «среди абсурдной софистики немецкой геополитики мы находим значительное количество истин, полезных и важных для решения мировых проблем, которые, вполне возможно, будут нас беспокоить в течение будущих

Спайкмен предельно развил идею «анаконды» — контроля и удушения береговых территорий афро-азиатских, арабских стран, Индии и Китая, что можно сделать только опираясь на силу. Он был сторонником применения силы в международных отношениях. Сила, по его мнению, — необходимая составная часть всякого политического порядка: в мире международной иерархии внешняя политика должна иметь своей целью прежде всего улучшение или, по крайней мере, сохранение сравнительной силовой позиции государства. Сила в конечном счете составляет способность вести успешную войну.

2.7. Карл Хаусхофер - автор теории «континентального блока»

К. Хаусхофер

Карл Хаусхофер (1869—1946) родился в Мюнхене в семье профессора. Избрав карьеру военного, он прослужил в армии более 20 лет. С 1908 по 1910 г. был дипломатом — служил в качестве германского военного атташе в Японии и Манчжурии. Во время войны 1914—1918 гг. в чине генерал-майора командовал полевой артиллерийской бригадой. С 1924 г. в течение 20 лет совместно с Э. Обстом, О. Мауллем, Г. Лаутензахом издавал солидный геополитический журнал, где и были напечатаны его главные работы. Всего же Хаусхофер опубликовал 400 книг — преимущественно по проблемам геополитики. В 1921 г. ему было присвоено звание профессора географии.

Эту краткую биографическую справку мы даем для того, чтобы отметить разностороннюю фундаментальную подготовку автора оригинальной теории — теории «континентального блока», которая может быть востребована в XXI в., в эпоху глобальной перекройки мира. Хаусхофер обстоятельно изучил труды своих предшественников, особенно Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Мэхена, X. Маккиндера, и хорошо усвоил закон планетарного дуализма: борьбы «морских сил» с «континентальными силами», или талассократии («власть посредством моря») с теллурократией («власть посредством земли»). Немецкий ученый полагал, что возрождение Германии возможно только тогда, когда «люди с улицы научатся геополитически мыслить». Хаусхофер выдвинул программу геополитического воспитания немцев — рядовых обывателей. Важно, чтобы они понимали,

накопления знаний об окружающем мире (португальские, испанские и другие великие географические открытия и колониальные войны) категория Большое пространство изменялась и охватывала уже не только Средиземноморье и Малую Азию, но также Иран, Китай, Индию. Большое пространство раздвинуло свои границы как в меридианальном, так и в широтном направлении.

Рис. 2.2. К концепции Большого пространства:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал