Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии голос развития ребенка






Стадия крика длится первые два месяца жизни ребенка. С физиологической точки зрения, крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на любой физический дискомфорт. Голосовые связки не принимают участия в порождении крика: производство звука здесь связано с работой дыхательного аппарата, в первую очередь – диафрагмы. При работе диафрагмы голосовая щель или широко открыта, или спазматически сжата. Стадия крика имеет важное значение для координации дыхательного и голосового аппаратов; она готовит почву для последующего развития интонации голоса, для активизации артикуляционного аппарата.

Стадия гуления и гукания (2-3 мес. – 4-5 мес.)– это реализация программы голосового развития: они не преполагают обратной связи и характерны даже для глухонемых от рождения детей. Внешне гуление представляет собой фонацию дослогового типа, монотонную вокализацию, напоминающую воркование голубя. Гукание – это короткие звуковые реакции, представляющие собой звукокомплексы типа: агу, убу, зы, экх, эбм и т.п. и гуление и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания. Основная функция гуления – выражение положительных эмоций. В речевом развитии ребенка гуление и гукание выполняют роль тренировки речевого аппарата. Стадия лепета (4-5 – 19-20 мес.). Лепет представляет собой слоговые фонации, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа ДА-ДА, МА-МА, БА-БА. На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание и т.п.К 6-7 месячному возрасту в лепете младенцев уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие взрослые. Об этом свидетельствуют опыты американских ученых, записавших на магнитофон лепет детей американцев и китайцев. Запись предлагалась для прослушивания американским и китайским студентам, которые безошибочно узнавали вокализации своих соплеменников.В возрасте 10 месяцев ребенок все существительные употребляет в ИМ. п. в ед.ч. Попытки связать два слова в фразу (МАМА, ДАЙ!) появляются позднее – в полтора года. Затем усваивается повелительное наклонение глаголов (ИДИ-ИДИ! ДАЙ-ДАЙ!). Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой

 

 

31.Становл фонетич строя речи ребенка. Связь звуч со смыслом. Становлен лексико-семантич системы речи ребенка. Детское словотворчество. Раньше всего дети начинают произносить звуки, артикуляция кот соответствует рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию, крику.Гласные: А, И, У, Э, О, наиболее труден Ы; Согласные наиболее трудные для произнесения: Ш, Ж, Л, Р. В

В процессе формирования фонематич слуха важную роль играет слуховой анализатор. При том, что речедвигательный анализатор тоже оказывает определен воздействие на порядок овладения фонемами, формиров фонематич слуха идет по пути от грубых слуховых дифференцировок (различий) ко все более тонким. К концу 2-го года жизни фонематич слух у нормально развивающегося ребенка оказывается полностью сформированным. Для овладения же правильным произношением может потребоваться еще несколько лет. В целом же говорить о сформированности артикуляцион аппарата можно только при достижении ребенком 6 лет. Овладение фонетич структурой речи происходит не изолированно: ребенок усваивает не отдельные звуки, он стремится различать в речевом потоке окружающих слова и использовать их в своей активной речи. Дети имеют богатый словарный запас еще до того, как начинают говорить. Хотя дети, как правило, начинают говорить в возрасте около 12 месяцев, их мозг приступает к обработке определённых аспектов языка гораздо раньше. К тому времени, когда они нач осознанно разговаривать, на самом деле младенцы уже знают сотни слов. Малыши обладают уникальной возможностью различать фонетически звуки в речи, но со временем они теряют эту способность для других языков, кроме своего родного. Развитие активной речи ребенка несколько запаздывает по сравнению с речью пассивной. Иными словами, дети раньше нач понимать речь, нежели обретают способность передавать информацию вербально. Первые слова, кот произносит ребенок, - это псевдослова, возникшие в лепетную стадию голосового развития. Кроме слов лепетного происхождения, в словарь ребенка входят звукоизобразительные элементы, кот иногда называют нянькиным языком: гав-гав – собака, би-би – машина, ням-ням – кушать. В слове маленький ребенок ищет буквального отражения действительности, поэтому в своих номинациях он неосознанно использует законы фоносемантики. Звукоизобразительные слова появл в речи детей где-то после года (у девочек, как правило, - раньше, чем у мальчиков). По своей природе эти слова подразделяются на звукоподражания и идеофоны. Звукоизобразительные элементы помогают ребенку перейти к словам-знакам, форма кот, как правило, со значением не связана напрямую. Действия с предметами способствуют формиров в сознании ребенка обобщающей функции слова. От конкретно-действенного ребенок переходит к конкретно-образному мышлению. Вместе с этим постигает обобщающее значение разных предметов. До 3 лет, а зачастую и довольно долго после этого основой мышления ребенка выступает наглядно-действенное мышление. Поэтому ребенок не способен понять даже стертые метафоры, кот употребляют взрослые. Те же особенности мышления ребенка не дают ему адекватно понимать фразеологические обороты русского языка. Слыша их в речи взрослых, ребенок либо попытается толковать их буквально (Зачем валять дурака, он же грязный будет), либо попытается заменить непонятные слова понятными (вместо «вверх тормашками» – «вверх кармашками»). Одним из признаков умственной отсталости явл как раз невладение значениями слов и идиоматических выражений, значениями пословиц и поговорок. Этот же признак характерен и для некоторых форм временной поврежденности второй сигнальной системы (некот видов афазий).

А.М. Шахнарович указывает, что анализ развития семантики детской речи показывает, что: а) в основе формиров лингвистических средств лежит развитие семантики высказывания; б) в процессе развития семантической структуры высказывания семантика постепенно усложняется за счет когнитивного развития ребенка и обогащения его предметного опыта; в) в становлении значения высказывания большая роль принадлежит развитию предикации, что при анализе ситуации тесно связано с переходом от выделения предмета к выделению его признаков; г) по мере развития ребенка, усложнения предметных действий происходит развитие функций высказывания от простой констатации положения дел во фрагменте действительности к характеризации отношений, установленных в результате мыслительных операций; д) с усложнением значения высказывания и обогащением предметных действий происходит отрыв высказывания от ситуации и по мере свертывания и генерализации предметных значений – превращение их в фонд общих знаний партнеров по коммуникации.

Детское словотворчество распадается на несколько этапов:

1.подготовка к творческому акту (накопл знаний в сфере интересов человека, анализ имеющихся фактов);

2.созревание, для кот характерно прежде всего критическое отношение к прежним представлениям о чем-либо;

3.озарение, т.е. кажущееся внезапным усмотрение возможности перестроить, переделать по-новому ранее сложившееся и общепринятое суждение, конструкцию, явление или метод его изучения и описания;

4. проверка нового результата на истинность, на эффективность, на ценность или значимость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал