Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи теоретической ПЛ. Осн направл прикладной ПЛ.
Задачи: – анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека. направления: 1.Моделирование речевой деятельности 2.Психосемантика. 3.ПЛ исследование внутреннего лексикона. 4.Рефлексивная ПЛ. 5.ПЛ развития. 6.Этнопсихолингвистика. 7.Психопоэтика. Психосемантика – это раздел ПЛ, в котором изучаются модели языковой способности человека, т.е. отслеживается связь между личностью человека и продуктами его речевой деятельности (порождение и восприятие речи ПЛ исследование внутреннего лексикона направлено на изучение когнитивных ПЛ моделей, т.е. выяснение того, какие механизмы лежат в основе кодирования и декодирования речи, что движет человеком, порождающим тексты и воспринимающим их Рефлексивная ПЛ направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а таких, которые осуществляются с участием сознания ПЛ развития изучает процессы формирования языковой способности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом развитии человека. Этнопсихолингвистика сосредоточена на выявлении конкретно-языковой и национально-культурной вариантности языковой способности и речевой деятельности. В отличие от теоретической лингвистики прикладная ПЛ призвана, с одной стороны, экспериментальным путем подтвердить существующие гипотезы, а с другой, - решить свои практические задачи. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПЛ: 1. Обучение языку (родному, второму языку в условиях билингвизма, а также обучение иностранному языку как вне языковой среды, напр., в школе, так и среди носителей этого языка). 2. ПЛ в инженерной психологии. Основные проблемы: 1) опознание речевого (графического) сигнала и принятие решений на этом уровне. Они важны для создания систем передачи речи по каналам связи, для разработки процедур автоматического распознавания речи. 2) создание разного рода автоматических систем, обеспечивающих диалог (интерфейс) с человеком-пользователем; 3) смысловое восприятие речи и преобразование текста в другие формы (автоматический перевод, шифровка и дешифровка); 4) речевые характеристики личности, используемые для определения психических состояний, напр., состояния эмоционального напряжения. 3. ПЛ в криминалистике и судебной психологии (речь как источник информации в следственном процессе, т.е. установление личности автора текста и получение ПЛ характеристики данного лица). 4. ПЛ речевого воздействия. Речевое воздействие – воздействие на психику отдельных людей и целого общества с целью изменения социальных приоритетов, стереотипов через средства массовой информации (радио, ТВ, пресса, листовки, компьютерные программы, реклама, лекции, публичные выступления и пр.). 5. Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.
|