Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЪЕКТОМ ПЛ явл совокупность речевых событий или реч ситуаций, т. е. язык как система знаков.
ПРЕДМЕТОМ ПЛ явл выявление соотношения личности со структурой и функциями реч деят-сти, с одной стороны, и языком как глав составляющей образа мира человека – с другой. Отличительн черты ПЛ по сравн с традиц языкознанием: 1.Яз-ние традиционно понимается как наука о языке как средстве общения, ПЛ упор делает прежде всего на исслед человеч фактора; 2.В традиционном яз-нии язык выше ситуации, для ПЛ язык всегда ситуативен, т.е. важнейшую роль играет конкретный контекст. По словам А.А. Леонтьева, лингвист изучает то, ЧТО усваивается, какие слова, фразы, текст в целом. Психолог и психолингвист изучают то, КАК говорящие в действительности конструируют и понимают слова, фразы, текст конкретные; 3. В лингвистике текст рассматрив статически – как законченный продукт написания или говорения. В ПЛ текст рассматрив динамически – как продукт речевой деятельности. Для ПЛ существенны такие характеристики текста, как цельность, скважность, связность, истинность. Кроме того ПЛ подходит к тексту достаточно широко. Она может рассматривать как текст и рисунок, и иллюстрацию; 4. В ПЛ на перв плане – эксперимент. Даже говорят о принципе эксперимента в этой науке. При помощи эксперимента моделируются, созд собственно психолингвистич методы исследования. 2. Язык, речь, речевая деят-сть. Языковой/ речевой механизм человека. Речевая организация индивида. Язык – система знаков, с одной стороны, и конкретный язык – с другой. Речь – конкретное говорение, облеченное в звуковую (включ внутренне проговарив) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения(реч деят-сть), так и его результаты (реч произведения, фиксируемые памятью или письмом). Речевая деят-сть – 1) использование языка (такая же деят-сть, как и трудовая, игровая и пр.), 2) говорение, аудирование, чтение, письмо, т.е. процессы говорения и понимания. Л.В. Щерба выделил три аспекта языковых явлений. 1 аспект – это речевая деят-сть, под кот ученый понимал процессы говорения и понимания. 2 аспектом он считал языковую систему – прежде всего словарь и грамматику. 3 аспект – это языковой материал как совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы. При этом Л.В.Щерба подчеркивал, что реч деят-сть обусловливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической реч организацией индивида, которая: а) никак не может просто равняться сумме реч опыта (говорения и понимания) данного индивида, а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта; б) может быть только психофизиологической; в) вместе с обусловленной ею реч деят-стью явл соц продуктом; г) служит индивидуальным проявлением языковой системы, выводимой из языкового материала; д) судить о характере этой организации можно только на основании речевой деятельности индивида. Отношение между реч деят-стью и языковым материалом таково: реч деят-сть создает языковой материал. Языковая система выводится из языкового материала. Реч деят-сть явл в то же время и языковым материалом, она несет в себе и изменение языковой системы. Реч деят-сть обусловливается речевой организацией. 3.Специфика материала психолинг исследований. Осн особенности психолинг подходов к изуч языка как достояния человека. Роль эксперимента в ПЛ и языкознании.. ПЛ исследует весь широкий спектр проявления речи. ПЛ изуч индивидуальные варианты, отклонения от нормы Она изуч: детскую речь, речь мужчин и женщин, речь на чужом языке при его изучении, реч ошибки, особенности речи в человеко-машинной системе, речь в стрессовых ситуациях, речь под влиянием того или иного расстройства психич сферы человека, в частности при акцентуализации (усилении определенных психич свойств или черт характера) и психопатии (значительной дезорганизации психич деят-сти), ошибки, связ с дефектами речи, паталогию речи, речь билингвов и полиглотов, речь как проводник информации между подсознательным, сознанием и действительностью. Неречевое поведение не явл объектом анализа в традиционной лингвистике – это скорее область этнографии. Но поскольку анализу подвергается и речь, сопровожд такое поведение, то такие явления рассматрив этнопсихолингвистикой как разделом ПЛ, кот описывает особенности той или иной культуры в ее языковом проявлении. Тут уделяется внимание описанию неречевого поведения людей разных национальностей – в частности, языку жестов и мимике. Вопрос о необходимости ЭКСПЕРИМЕНТА в науке о языке впервые поставил в 1938 году Л.В. Щерба в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Он полагал, что «выводить языковую систему, то есть словарь и грамматику», можно «из соответствующих текстов». Принципиальные особенности реч деят-сти, выявляемые в искусствен ситуациях, характерны для реч деят-сти и в других, неэкспериментальных ситуациях. Нельзя провести четкую грань между типичными и нетипичными, естественными и искусственными ситуациями. Если можно изучать язык через спонтанные тексты, почему не изучать его через тексты, полученные в экспериментах. Щерба писал о принципе эксперимента как о важном моменте, кот позволяет глубже проникнуть в понимание реч деят-сти человека. Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует попробовать, можно ли сказать ряд разнообразных форм, применяя это правило». Эксперимент не явл единственно возможным методом психолингвистич исследования, ПЛ не отрицает ни материала, ни метода наблюдения, кот располагает традиц лингвистика. ПЛ этот материал использует, но использует под несколько иным углом зрения, в более широком контексте и материала, и методов. 4. Основы ПЛ. Сам термин «ПЛ» впервые был употреблен американ ученым-психологом Пронко в статье «Язык и ПЛ» в 1946. Под этим термином в то время просто объединяли лингвистику и психологию, причем каждый ученый понимал это объединение по-своему. В науке по вопросу периодизации становления и развития ПЛ нет единства мнений. С позиций развития мировой ПЛ наиболее рационально выделить периоды отмеч А. А. Залевской: 1.«подготовительн» период предпосылок для возникновения ПЛ в психологич и лингвистич публикациях в разн странах до середины ХХв. 2.50-70гг. ХХ века, когда происходило оформление ПЛ как самостоятельной области исследования. 3.С 80-х гг. ХХ века, когда появились фундаментальные ПЛ-ие исследования, что привело к развитию собственно разделов ПЛ. Выделен периоды в равной степени справедливы как для отечествен, так и для зарубежн ПЛ; характеристика периодов отвечает единому принципу развития науки от истоков до появления фундаментальн работ. Становление ПЛ за рубежом. О возникновен ПЛ официально было объявлено в 1953—1954гг. в США на совместн семинаре специалистов по психологии, лингвистике и теории информации (Чарлз Эджертон Осгуд и Томас Алберт Себеок, монография «ПЛ. Обзор теории и исследования проблем» – 1954). Это первое законченное учение о ПЛ как науке. Участники семинара сделали попытку опереться в лингвистическом плане сначала на дескриптивную Л, затем на трансформационную порождающую модель Н. Хомского и после этого на когнитивную Л. Соответственно происходил переход от исследов отдельных слов к изуч предложений в трансформационном аспекте и в конечном итоге к тексту (дискурсу). Существ и второй вариант представления о ПЛ (ПЛ Миллера-Хомского, возник в конце 50-х гг.). По Миллеру, порождение речи определяется характером планируемого поведения, а не системой ассоциативных связей. В ПЛ Дж. Миллера делается шаг к представлению о единстве процессов восприятия речи и процессов производства речи. Н. Хомский в работе «Синтаксические структуры» (1957 г.) утверждает, что знание всех предложений языка невозможно, что в основе языка должна лежать некоторая ограничен система правил. Эта система правил и есть грамматика языка. Она задает бесконечное число «правильных» предложений. Носитель языка, как говорящий, так и слушающий, каждый раз пускает в ход эту порождающую грамматику, чтобы с ее помощью либо построить «правильное» высказывание, либо понять «правильно» построенные высказывания. Выдел три источника обоих направлений американ ПЛ: 1.Америк дескриптивная Л (описательная лингвистика). 2.Бихевиористская психология (поведенчес психология).Поведение человека укладывается в простейшую цепочку S - R (стимул – реакция). Реакция должна быть речевой. S (любой физич стимул или мысль) – S (речевой стимул) – R (речевая реакция человека) + R (физич поведение человека). Физич реакция не всегда адекватна речевой реакции. Она может отодвигаться во времени. 3.Математич теория связи Шеннона-Уивера, иногда назыв также математич теорией коммуникации. Главн ее черта – представление процесса коммуникации как трансляции информации от говорящего к слушающему. В результате взаимодействия 2-х направл американ ПЛ зародилась когнитивная ПЛ. Суть ее в том, что язык рассматривается как средство познания, как результат и инструмент познават деят-сти человека. Отдельн психолингвистич исслед, кот велись в 50 — 60-х гг и в Европе, как правило, представл собой варианты этих же направлений (прежде всего трансформационистского). ЛИНГВИСТИЧ ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВЕН ПЛ: Отечеств традиция психолингвистич подхода к феномену языка восходит к И.А.Бодуэну де Куртенэ, русс и польск лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а Л предлагал числить среди наук «психолого-социологических». Б. де Куртенэ подчеркивал: «Реальная величина реч деят-сти - не язык в отвлечении от человека, а сам человек. Сущ не какие-то витающие в воздухе языки, а только люди, одаренные языковым мышлением». Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий и Л.В.Щерба регулярно использ экспериментальн методы для изуч реч деят-сти. В статье Щербы «О трояком языковом аспекте языков явлении в эксперименте в языкознании» содержатся центральн для современ ПЛ идеи: это акцент на изуч реальн процессов говорения и слушания; понимание живой разговорн речи как особой системы; изуч «отрицательного языкового материала» и особ место, отведенное Щербой лингвистич эксперименту. Лингвистич, психологич и физиологич истоки позволили отечеств ПЛ вырасти в самостоят научное направление, отличное от зарубежн ПЛ. 1966 год официально считается годом рождения отечеств ПЛ. Представители Московск ПЛ школы: И.А. Зимняя, Т.В. Рябова-Ахутина, А.М. Шахнарович, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, в известной мере А.А. Залевская, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн.
|