Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутрен речь как инструмент мышления
Слова внутреннего языка - запас энграмм, кот позволяют, оперируя ими сформулировать любую доступную человеку мысль или отразить окружающий мир. Слова внутреннего языка могут отражать любое явление, с кот сталкивался человек с момента начала внутриутробного развития и в течение всей жизни. Некот слова внутреннего языка могут быть однозначно вербализованы. То есть, таким словам внутреннего языка соответствуют лексемы из языков, кот человек знает. Некот слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов и могут быть описаны более сложными речевыми конструкциями. Слова внутреннего языка связаны между собой ассоциативными связями (характер и природа этих связей будут показаны ниже). Ассоциативные связи имеют двухсторонний характер, что позволяет осуществлять ассоциативный переход как от первичных понятий к вторичным, так и наоборот. Под первичными понятиями понимаются те слова внутреннего языка, кот сформировались ранее и послужили основой для формирования более поздних слов. Каждое слово внутреннего языка существует не само по себе, а как набор ассоциативных связей с другими словами внутреннего языка, изначально сформировавших это понятие, или впоследствии его обогативших. Словам внутреннего языка можно сопоставить вполне конкретные конструкции, построенные на нейронных сетях (более подробно эту мысль мы попробуем развить ниже). Слова внутреннего языка сформированы из более элементарных образований, кот можно трактовать как конкретные воспоминания о каких-либо событиях. Т.о, слово внутреннего языка можно рассматривать как условное понятие, объединяющее в себе элементарные воспоминания с их ассоциативными связями, объединенные по тому принципу, что они относятся к одному и тому же явлению. Текущее представление - общий набор слов внутреннего языка с учетом его состояния, то есть активности, частичной активности или неактивности его слов Таким образом, в текущем представлении, оперирование происходит не исходной сенсорной информацией, а словами внутреннего языка, относящимися к разным уровням распознания, отражающими происходящее явление. Расширенная внутренняя речь – совокупность всех представлений, моделирований, которые происходят у человека. Осн каналы представлений, - визуальный – возможность представить «про себя» какой-либо образ, картинку; - аудиальный – возможность услышать «про себя» какие-либо звуки, например напеть «про себя» музыку; - кинестетический – представить ощущения, связанные с телом человека; - эмоциональный – передать те эмоции, кот в данный момент присутствуют в текущем представлении. - внутренняя речь – проговор каких-то мыслей «про себя» на каком-либо языке. Таким образом, внутренняя речь позволяет человеку «понимать», что он существует, «понимать», что именно он видит и слышит и о чем он думает.
13.Нарушения и дефекты речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, кот называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, кот в логопедии наз системными или полиморфными нарушениями речи. I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. 1. Дисфоиия (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. 2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. 3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. 4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. 5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией. 1.Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. 2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения. 1. Дислексия — частичное специфич нарушение процесса чтения. 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи). 1. Фонетако-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения, возможен и комбинированный дефект, при котором заикание, сочетается с общим недоразвитием речи. 14.Принципы и подходы к описанию работы языкового/ речевого механизма человека. Выделяют следующ принципы работы языкового/ реч механизма человека: 1.Узнавание, кот отличается избирательностью (не всё и не всегда узнается, это зависит от конкретной ситуации и от мотивов). 2.Использование разных видов опор (т.е. благодаря чему, с опорой на что происходит соотношение речи и действительности). Могут быть функциональные опоры, т.е. предназначенные для конкретной цели, параллельные опоры на опыт и чувства. 3.Принцип ассоциирования (соотношение со всем многоообразием мира). 4.Принцип смысловых замен (стык речи и интеллекта конкретн человека, где совершается перевод мысли на язык человека). 5.Принцип контроля. Выделенные основополагающие принципы функционирования языкового/реч механизма человека находятся в постоянном взаимодействии, кот реализуется каждым индивидуумом по-своему, исходя из личного и соц опыта, состояния мозгового субстрата и эмоциональной соотнесенности. В наст время можно выделить следующ три осн подхода с описанию работы языкового/ речевого механизма человека: 1. Модульный, 2. Коннекционистский, 3. Гибридный. Модульный подход. В основе этого подхода лежит аналогия между переработкой языка человеком и переработкой языка компьютером. Коннекционистский подход базируется на результатах исследования процессов переработки информации мозгом человека, акцентируя внимание на параллельности (одновременности) переработки при взаимодействии информации, получаемой из разных источников. Между сторонниками модульного и коннекционистского подходов идет дискуссия. Как бы то ни было, но в последнее десятилетие прослеживаются некоторые «сращения» коннекционистских сетей с модульными системами, что называется гибридная система обработки информации.
|