Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткая характеристика интернет-сми Пермского края
Основу аудитории федеральных сетевых СМИ в настоящее время составляют жители двух российских столиц. Причина проста – уровень жизни там выше, чем в регионах. Несмотря на то, что в краях и областях России число интернет-пользователей федеральных СМИ очень мало, у нас все равно существует серьезная потребность в получении информации через интернет. Более того, аналитики российских масс-медиа, в частности электронных СМИ, прогнозируют главенствование именно региональных СМИ, преобладание их над федеральными изданиями. Причина очевидна – уже сейчас средний посетитель любого крупного федерального информационного портала сталкивается со слишком большим количеством информации, которую он не в состоянии обработать. Время существования пермского интернета, сравнимо со значимым периодом существования всего российского интернета, для которого точкой отсчета принято считать 1998 год. В 1999 году веб-порталы Перми впервые начали публиковать новости и статьи (например, сайт Permonline.ru). В 2006 году Permonline.ru провел опрос общественного мнения и выяснил, что более 60% пользователей интернета узнают новости из сетевых СМИ. По данным последней переписи, Пермь замыкает список тринадцати городов-миллионников России, в городе живут 1000100 человек. По измерениям Фонда опросов общественного мнения летом 2006 года, полная аудитория интернета в Пермском крае составляет 15% взрослого населения. Хотя эта цифра на 5% ниже средней по стране, вклад пермяков очень хорошо заметен в масштабах всего " рунета": только на Яндексе жители города еженедельно просматривают свыше 2 млн страниц. Сегодня " пермнет" вполне конкурентоспособен, в сети множество отличных проектов, которые интересны не только журналистам, но и рядовым пермякам. Интернет сегодня развивается прямо на глазах и все быстрее превращается в многофункциональное средство передачи информации. Современный интернет – это не просто сайты, это одно большое " комьюнити", которое делится на группы по интересам. В сети люди встречаются, общаются, обмениваются файлами, новостями, мнениями. Многие даже новостные сайты в мире сегодня строятся по принципу блогов (хороший пример – gizmodo.com): авторы рассказывают о событиях от первого лица, простым и понятным языком, постоянно высказывая собственное мнение. Их читатели комментируют сообщения, спорят, хвалят. Авторы откликаются, читатели отвечают – и так до бесконечности. Еще одно веяние " нового интернета" – так называемые социальные сети. Понятие " социальная сеть" во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества. Термин означает круг знакомых какому-то индивиду людей, имеющих для него предпринимательский интерес. В русском языке есть близкое понятие " блат", означающее неформальные и социально значимые человеческие отношения. Кроме того, социальной сетью сегодня все чаще называют услуги, способствующие образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающие посредством интернета. Социальные веб-сети позволяют устанавливать связи между людьми, интересующимися одной деятельностью. Образованию новых связей помогают всевозможные базы личных данных и службы знакомств. Часто поддержка социальных сетей в какой-то мере включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учетных записей, что позволяет систематически копить личные данные о пользователях. Типичные признаки социальной сети – наполненный информацией профиль пользователя (для описания всех разносторонних интересов человека, который хочет найти друзей), возможность ведения собственного блога, изменения внешнего вида собственной странички, составление списков друзей, комментирование чужих сообщений, составление собственных рейтингов, возможность создания фотоальбома и видеотеки, возможность оценивать деятельность других участников, перспектива стать регулирующим звеном в сети (допустим, модератором).[8] Крупнейшие социальные сети мира – youtube.com (обмен видеороликами), digg.com (новостной сервис), myspace.com (поиск друзей). В числе крупнейших социальных сетей России стоить отметить bobrdobr.ru (сервис закладок на лучшие ресурсы сети), habrhabr.ru и nnm.ru (типичные порталы со всеми признаками социальной сети), блог LiveJournal.ru. Посещаемость nnm зашкаливает за 300 тысяч уникальных посетителей в сутки (больше – только у веб-представительств крупнейших информационных агентств), bobrdobr и habrhabr открылись меньше года назад и уже привлекают около 20-30 тысяч человек в сутки. Еще одна тенденция современного интернета – усложнение веб-представительств традиционных СМИ. Газета " Ведомости", к примеру, с марта 2007 года регулярно публикует на сайте эксклюзивный контент, который не появляется в газете: его можно прочитать только на сайте. А телекомпания НТВ выкладывает у себя большую часть видеосюжетов. Сайт информационного агентства BBC Russian сегодня не просто новостная лента, а портал с различными конкурсами и опросами, возможностью комментировать материалы, смотреть тематические видеоролики и слушать звукозаписи. К сожалению, все эти веяния " нового интернета" пока не добрались до Пермского края. Но можно с уверенностью судить – у нас все впереди. Отличной социальной сетью может стать " круг" порталов во главе с 74.ru – он мог бы объединить жителей всего Урала, а сейчас с успехом собирает на своих страницах " комьюнити" любителей автомобилей, развлечений и т.п. в Перми (представительство 59.ru), Челябинске, Екатеринбурге и других городах. Сайты традиционных СМИ Прикамья меняют внешний вид, становятся более современными в плане дизайна и более качественными с точки зрения контента. Она все чаще стремятся раньше других публиковать свежие новости (и не все из них потом попадают в очередной номер газеты, допустим), порталы радио и телевидения выкладывают записи и распечатки своих программ и новостных сюжетов, посетители нередко вовлекаются в обсуждение материалов. Кроме того, на веб-сайте нередко можно объединить несколько видов СМИ, принадлежащих одной компании. К примеру, на alpha.perm.ru " соседствуют" газеты " Пермский обозреватель" и " Пермские соседи", а также материалы (нередко скандального толка), собранные непосредственно сотрудниками группы компаний " Альфа". А на сайте " Эха Перми" долгое время вместе с радио " жила" газета " Эхо" (сейчас она уже не выходит). Еще один момент - все больше пермяков заводят себе блоги (сетевые дневники). Стоит отметить блог выходца из Перми, лидера партии СПС Никиты Белых. В нем он открыто рассказывает и о своей жизни (например, о том, как обокрали его жену), и о работе (поездки, встречи, впечатления). В одном из интервью политик подчеркнул: " Для меня ресурсы LiveJournal и Liveinternet – это удачный механизм общения. Блог позволяет контактировать с людьми, минуя подчас зависимые средства массовой информации". Свой звуковой интернет-дневник (выкладывая файлы формата mp3) ведет и экс-глава Перми Игорь Шубин. Это неплохой способ " пиара", хотя, чтобы достучаться до рядовых пермяков, возможно, следовало мегабайтные звукозаписи заменить на обычные текстовые заметки. Заметно, что коммерческие компании в Пермском крае наконец начинают понимать, что в сети можно реально заработать. Поэтому развивают свои порталы " Перспектива" и издательский дом " Медиана", создает отличный сайт для своего информационного агентства " газетный магнат" Петросян из Соликамска. Стоит заметить, что рекламы на перечисленных сайтах немало. " Метросфера", к примеру, по данным на сентябрь 2006 года зарабатывала на рекламе около 40 тысяч рублей, сегодня эта цифра наверняка намного больше. А значит – в " пермнете" серьезно можно " делать деньги". Можно еще раз отметить, что пермский интернет сейчас находится в активной стадии развития и он непременно " проявит" в себе все те тенденции, что сейчас преобладают в мировой сети. Отдельно бы хотелось отметить, что сетевые СМИ, претерпевают постоянные изменения. И учитывая небольшое количество литературы по теме, было бы очень интересно повторить наше исследование спустя один-два года. За это время электронная журналистика России (и Прикамья) со свойственной ей непредсказуемостью может достичь уже таких высот, какие ни один самый смелый аналитик никогда не упомянет в своих прогнозах.
|