Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники конституционного права РФ как отрасли права.
Источниками КП РФ как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью или в отдельной части. Главным источником КП является КРФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Значение Конституции как ведущего источника в том, что в ней закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, системы ОГВ и МСУ Конституция предопределяет содержание других источников КП, которые развивают ее нормы. Конституция есть основной закон государства, имеет высшую юридическую силу. Декларации – особый источник права, присущий КП, их суть заключается не только в оформлении КП-отношений, но и в особой политической роли. Пример – 12.06.90, декларация о госсуверенитете России. Декларации могут сопровождать основание нового государства, принятие новой Конституции, закрепление важнейших элементов статуса личности. Они содержат исходные нормы, нормы общего характера. Источниками КП также являются акты Конституционного собрания РФ. Стоит отметить, что ФКЗ о нем не принят, практики работы Конституционного Собрания нет. Оно должно созываться в случае пересмотра Конституции (главы 1, 2, 9). В этом случае оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новую Конституцию, которую либо само принимает, либо выносит на референдум. Законы о поправках к Конституции – особый вид нормативных актов, ФКЗ (по срокам президентства и полномочий ГД ФС, по отчетам правительства перед ГД ФС). В 1998 году принят ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ ФКЗ – нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в КРФ – о референдуме, о Правительстве, о Конституционном Суде, о судебной системе, о военных судах, об арбитражных судах, о символах государства, о порядке принятия, образования и изменения статуса субъекта РФ. о Конституционном Собрании, о военном положении, о чрезвычайном положении, об Уполномоченном по правам человека в РФ. ФКЗ занимают в структуре права большой удельный вес, стоят на втором месте среди источников права. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции ФЗ не могут противоречить ФКЗ, которые. в свою очередь, также должны соответствовать Конституции. ФЗ – следующий по юридической силе источник КП. Принимается в случаях, когда КРФ предусмотрено регулирование отношений с помощью ФЗ, в силу важности общественных отношений. «О гражданстве» 2002 г., «Об общественных объединениях» 1995, «О политических партиях» 2001 и т.д. Источниками КП являются акты палат Федерального Собрания, как правило – регламенты, иные процессуальные акты. Подзаконные акты – акты иных ОГВ, имеют меньшую юридическую силу, чем законы. К ним относятся: Указы и распоряжения президента. Например, «Об администрации Президента РФ» 2004 г., «О государственном совете РФ» 200- г. Указами утверждаются положения об органах власти или о порядке разрешения соответствующих вопросов. Нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств. Они, как правило, детализируют общественные отношения. Например, постановление «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» 1998 г. Ведомственные акты принимаются в том же ключе – например, Минюст принимает инструкции о порядке государственной регистрации Второй уровень источников – источники КП субъектов РФ Важнейшие источники – Конституции республик, уставы иных субъектов РФ, также законы, иные нормативные акты. Возможен и третий уровень – нормативные акты местного самоуправления – уставы и т.д. Также принимались договоры с нормативным содержанием, - между федерацией и субъектами, субъектами, МСУ и т.п. В 1992 г. был принят Федеративный договор. Решения Конституционного суда РФ, Конституционных (уставных) судов также относятся к источникам права. Конституционный суд РФ толкует Конституцию, разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами власти субъектов. Ч. 4 ст. 15 КРФ устанавливает, что международно-правовые нормы и международные договоры являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет перед нормами национального права. 5. Конституционная реформа в России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Современные перспективы конституционной реформы в России. Предпосылками конституционной реформы в России стали события, произошедшие в жизни страны в 70-х – 80-х годах ХХ века. В результате множественных просчетов, как концептуальных (например, построение зрелого социализма как термин не отвечало действительности), экономических (ориентация экономики на развитие тяжелой промышленности, помощь странам социалистического лагеря, и политических (встал вопрос о развитии демократии, внешнеполитические просчеты – Афганистан) В 1985 году к власти пришли реформаторы во главе с М.С.Горбачевым, которые шли к власти под лозунгом построения «демократического социализма». Но вместе с тем руководители фактически не имели осмысленной программы действий, потеряли нити управления. Примерно к 1989 году в обществе сложилось мнение о том, что требуются кардинальные реформы, смена всей социально-экономической системы. Первая конституционная реформа в СССР приходится на 1.12.1988, когда был принят закон о выборах нардепов СССР, приняты изменения и дополнения к Конституции. Высшим органом власти стал съезд народных депутатов СССР, избирался по округам (территориальным и национальным) и через общественные организации. Верховный Совет был двухпалатным – Совет Союза и Совет национальностей, который стал регулярно работать. Были предприняты шаги по реформы избирательной системы, которая стала альтернативной. Стал несовместимым депутатский мандат и должность в других органах власти. Был учрежден комитет конституционного надзора СССР. Не все республики приняли эту систему. Первая конституционная реформа СССР состоялась в 1989 году, когда были дополнены Конституция РСФСР и закон о выборах народных депутатов РСФСР), установилась система, подобная СССР. В декабре 1989 прошли реформы, которые установили соотношение позиций Съезда и Совета, был принят закон о конституционном надзоре в СССР. 14 марта 1990 года было исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС. Новую редакцию получило право на объединение. Из Конституции было исключено положение о том, что экономическую систему составляет социалистическая собственность в форме государственной и колхозной собственности. Учреждается пост Президента СССР через всеобщие выборы. 3 апреля 1990 года принимается закон, который регламентирует сецессию – право выхода из Союза – через референдум. 10 апреля – закон об основах экономических отношений. 26 апреля – закон о разграничении и полномочий между Союзом и субъектами. Союзные республики наделялись суверенитетом. 12 июня 1990 года Съезд нардепов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В ней признавалось вхождение РСФСР в СССР, однако объявлялась полнота власти РСФСР по всем вопросам, кроме тех, которые передавались в союзное ведение. Устанавливалось верховенство республиканских законов над союзными. РСФСР признавалась суверенным государством, которое могло вступать в дипломатические отношения, имело республиканское гражданство, гарантировало основные ПСЧГ, разделение властей, интегрирование в национальную правовую систему международное право. 15 декабря того же года принимается закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РСФСР, которые заключались в кардинальном повороте от социализма, характеризовали РСФСР как правовое демократическое государство, исключались положения о социалистическом государстве и доминировании социалистической собственности, устанавливалось разделение властей, политический плюрализм, многопартийность, свобода вероисповедания. 17 марта 1991 года состоялись референдумы СССР и РСФСР. На первом граждане высказались за сохранение Союза, на втором был введен пост Президента РСФСР. Также в СССР появляется идея местного самоуправления, 24 мая 1991 года районные и городские советы в ходе реформы стали уже не органами государственной власти, а органами местного самоуправления населения. Вместе с тем, сохранялась коллизия внутри Конституции, согласно ст. 85 которой Советы оставались ОГВ. Исполнительные органы получили название администраций, они перестали быть органами Совета, хотя ему и подчинялись. 12 июня 1991 года избирается Ельцин Б.Н. на пост Президента России. Параллельно идет работа над Союзным договором, по которому СССР становился уже конфедеративным государством. 19 августа 1991 года образовался ГКЧП, который попытался предотвратить распад Союза. Путч был подавлен руководством РСФСР. 23 августа 1991 года была приостановлена деятельность КП РСФСР. 22 ноября 1991 года была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина» В декабре 1991 начался второй этап реформ, который был связан с денонсацией Союзного договора 1922 года. РФ получила свое название. Началась подготовка новой Конституции РФ. Одновременно вносятся изменения в старую (1978 г.), которые констатируют факт приобретения РФ независимости, удаляется факт состояния РФ в СССР. Таким образом, путем конституционных реформ был оформлен совершенно новый общественный строй – капитализм. Были кардинально изменены социально-экономическая и общественная система, закреплены новые основы статуса личности. РФ стала субъектом международного права. Утверждена новая система государственных органов, вводятся органы местного самоуправления. Появляется Конституционный Суд. В 1993 году принимается новая Конституция РСФСР, разработанная Конституционной комиссией РСФСР, созданной в 1990 году из депутатов РСФСР. Однако практическая работа была возложена на ученых-юристов. Альтернативные проекты были представлены рабочей группой Шахрая, Российским движением демократических реформ, Компартией Российской Федерации, Российской коммунистической рабочей партией. В 1992 году началось противостояние между Верховным Советом и Президентом, обусловленные распределением полномочий между этими органами государственной власти. В декабре 1992 Съезд народных депутатов признал деятельность Правительства по экономической реформе неудовлетворительной. Предпринимаются попытки примирить эти органы власти с помощью КС РФ. 20 марта 1993 Президент объявляет о введение особого порядка управления страной, что было реакцией на ослабление полномочий Президента Съездом, 25 апреля 1993 года прошло голосование по доверию Президенту, его социально-экономической политике, о досрочных выборах Президента и о досрочных выборах нардепов (да-да-нет-нет) В мае 1993 был предложен президентский вариант Конституции, который после доработки Конституционным совещанием летом 1993 года был принят на референдуме 12 декабря 1993 года До этого 21 сентября 1993 года принимается указ «О поэтапной конституционной реформе» №1400, согласно которому до начала работы ФС РФ следует руководствоваться указами Президента и актами Правительства. После подавления Октябрьского восстания 1993 года Ельцин концентрирует в своих руках всю государственную власть. На 12 декабря 1993 года были назначены выборы в ГД и СФ ФС РФ на 4 года (450/150 депутатов). Были установлены действующие ныне основы взаимодействия ОГВ. Фактически был установлен режим президентской республики в РФ – прекращена деятельность Советов, власть концентрировалась в руках исполнительных органов. Дальнейшие конституционные реформы, прошедшие уже в 00-х годах XXI века, были направлены на дальнейшее укрепление авторитарной президентской власти. Были отменены всенародные выборы глав субъектов РФ, введено преимущественно пропорциональное голосование на выборах, увеличен срок полномочий президента до шести лет, парламента до пяти лет. Взамен парламент получил лишь полномочие по заслушиванию отчета Правительства РФ (реформа 2008 года)
|