![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы социального партнерства⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, нормы и механизм реализации [1]. Большую роль в становлении системы социального партнерства в РФ играет реализация принципов, заложенных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Вся деятельность этой организации построена на основах трипартизма, принципах социального партнерства. Из сущности социального партнерства вытекает его содержание: ▪ совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда; ▪ выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства; ▪ преимущественно переговорно-договорные взаимоотношения между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникающих разногласий. В ТК РФ раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» посвящен этим вопросам. В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работники, работодатели и государство. Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: ▪ от имени работников – профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; ▪ от имени работодателя на уровне организации – руководитель организации; собственники имущества, выполняющие функции работодателя, либо уполномоченные ими лица; на федеральном, отраслевом и территориальных уровнях – представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями; ▪ от имени государства – органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта РФ). В настоящее время в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) входят 122 членские организации, в том числе 43 общероссийских и межрегиональных профсоюза, объединяющие 29, 7 млн членов, и 79 территориальных объединений. С учетом профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе соглашений, количество членов профсоюзов составляет 30, 5 млн человек. Наряду с ФНПР в стране функционирует ряд других профсоюзных объединений. Ведущими объединениями работодателей являются: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Координационный союз объединений работодателей России (КСОРР), Конгресс деловых кругов России. РСПП – крупнейшее общероссийское объединение работодателей, в состав которого входит 166 компаний, отраслевых и региональных объединений бизнеса. Основные функции государства как социального партнера могут быть сформулированы следующим образом: • формирование правового поля социального партнерства; • координация действий участников социального диалога, участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в подписании Генерального соглашения, контроль за выполнением сторонами принятых на себя обязательств; • участие в разрешении конфликтов в области социально-трудовых отношений, примирение сторон социального партнерства. В России созданы необходимые организационно-правовые и научно-методические основы для реализации социального партнерства: введен в действие механизм коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, обеспечено правовое регулирование этой работы, формируется механизм взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов исполнительной власти. Однако общая неразвитость институтов, связанных с реализацией прав социальных партнеров в российском обществе, отрицательно сказывается на развитии социального партнерства в условиях переходного периода.
|