Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности политического развития стран Европы и Северной Америки в посл. трети XIX – начале XX ст.






Процесс утверждения конституционного строя в Европе проходил разновременно, в одних странах раньше, в других позже, но повсеместно. Среди европейских государств по давности и прочности конституционных традиций ведущее место занимала Великобритания, где конституционность складывалась веками. Конституция этой страны представляет собой сочетание накапливавшихся из века в век неписаных обычаев и документально оформленных законодательных норм. Во всех остальных странах конституции являли собой иногда комплекс конституционных законов, а в большинстве случаев — единый нормативный документ.

Введение конституций находилось в прямой связи с переломными моментами в истории европейских стран. Для Швеции это было низложение в 1809 г. короля Густава IV Адольфа и падение абсолютизма. Нидерланды получили конституцию в результате образования королевства в 1815 г., а Бельгия — вследствие революции 1830 г., освободившей страну от голландского господства. Можно сказать, что ка> вдая революция XIX в. влекла за собой и конституцию, отражавшую политические реалии своего времени. На таком фоне конституции принимались в Испании (1812, 1837, 1845, 1869, 1876 гг.), Португалии (1822, 1911 гг.), Франции (1830, 1848, 1852, 1875 гг.), Венгрии (1848 г.), Пруссии (1848 г.), Дании (1849 г.).

Конституции декларировали политическое устройство государств, возникших в результате успехов национально - освободительных (Греция, Сербия, Румыния, Болгария) и объединительных (Италия, Германия) движений.

Одни из принятых конституций имели недолгую жизнь, другие действовали, пока существовали государства, в которых они были созданы.

Конституции XIX — начала XX в. определили государственное устройство стран Европейского континента в двух формах: республика и конституционная монархия. Республиканский строй был установлен во Франции, Португалии, Швейцарии, Сан-Марино1. Конституционные монархии выступали как империи (Наполеона III во Франции — до 1870 г., в Германии — после ее объединения в 1871 г., Габсбургская монархия) и королевства. Статус великого герцогства сохранил Люксембург.

Главой государства являлись: в республиках — избиравшиеся президенты, в монархиях — наследственные императоры или короли. Конституции провозглашали принцип неприкосновенности монарха: принимавшиеся им юридические акты скреплял своей подписью один из министров — этим он брал ответственность на себя.

Монарх возглавлял исполнительную власть. Его наделили правом назначать и смещать правительства), командовать вооруженными силами, заключать договоры, созывать и распускать парламенты. Во многих странах монархи разделяли с парламентами законодательную власть путем законодательной инициативы, утверждения или отклонения принятых ими законов.

Вместе с тем наметилась тенденция к сужению королевских прерогатив.

По европейским конституциям XIX в. законодательная власть принадлежала парламентам. Они, как правило, состояли из двух палат. Однопалатная система нашла применение лишь в Болгарии и Греции, ее предпочли примерно треть германских государств периода Германского и Северогерманского союзов, сохранивших конституции и после объединения в империю.

Формирование верхних палат во многих государствах несло отпечаток абсолютистских традиций, сохранившихся как наследие прошлого (в Англии, например), а там, где подобный опыт отсутствовал, они были, введенны в политическую практику в качестве новых юридических норм ради обеспечения гегемонии правивших классов.

Политическая практика в ряде стран привела к тому, что верхним палатам отказали в функции представительства господствовавших элит, но возложили на них задачи обеспечения интересов отдельных территорий и частей государств. Это предопределило и порядок формирования верхних палат: в Голландии — избранием провинциальными штатами, в Швеции — областными собраниями (ландстингами). Германская конституция предусмотрела составление Союзного совета (бундесрата) из представителей отдельных государств, вошедших в империю. И тем более республиканские конституции обеспечивали делегирование в верхние палаты представителей территорий.

Депутаты однопалатных и нижних палат двухпалатных парламентов проходили процедуру избрания населением. Как во все времена становления новых общественных институтов, избирательные системы выстраивались на основе консервативных принципов и буржуазно-демократических взглядов, отвечавших требованиям и условиям своего времени. Ввиду этого европейские избирательные системы условно можно разделить на четыре группы, которые обеспечивали: выборы непрямые и неравные; выборы прямые, неравные, по куриям; выборы прямые, неравные, по округам; выборы прямые, равные и всеобщие.

Избирательные системы, предусмотренные конституциями европейских стран, или принятыми в их развитие законами, позволили постепенно, медленными темпами, но неуклонно расширять электорат.

Постепенное движение от сословного к имущественно-цензовому, а от него — к всеобщему избирательному праву явилось показателем реализации населением одного из важнейших гражданских прав. Наряду с ним в европейских странах на базе конституционности утверждаются свобода личности, слова, собраний, союзов, вероисповеданий и т. п.

Демократизация политических систем вызвала к жизни новое явле ние: рост числа избирателей усиливал их роль в политической жизни своих стран, что побуждало к привлечению масс на сторону соперничавших за власть политических сил, мобилизации электората для проведения выборов. Это влекло за собой организацию массовых политических и конфессиональных движений, блоков и партий, развитие прессы как инструмента пропаганды, разработку методов политической риторики и демагогии в ходе избирательных кампаний.

Крушение установившегося в посленаполеоновской Европе неоабсолютизма, прогресс гражданского равноправия, распространение политических свобод и народного представительства, рост гражданской активности пре> вде приниженных классов и угнетенных народов, утверждение парламентской демократии как наиболее приемлемой формы государственного устройства, гарантирующей экономическую и политическую стабильность капиталистической системы, явились важнейшими дости-жениями XIX в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал