Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Тверской институт экологии и права






Тверской институт экологии и права

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «ВОСТОЧНЫЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

 

Студентки 1 курса, группа 1

Митряковой С. В.

 

Научный руководитель: доцент, к.ю.н.

Зайковский В. Н.

ТВЕРЬ

2015 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ВОСТОЧНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА..6

1.1. Основы восточного способа …………………………………………......6

1.2. Особенности образования некоторых государств…………………….10

 

 

ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ (ЗАПАДНЫЙ) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕГО С ВОСТОЧНЫМ СПО-

СОБОМ.....................………………………………………………………………………15

 

2.1. Основы западного способа. Древняя Греция и Древний Рим………...15

2.2. Сравнительный анализ восточного и европейского (западного)

способов возникновения государства……............................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………...32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство является одним из важнейших и сложнейших социальных институтов. Это многогранное и многоаспектное явление, поэтому единого, обобщенного определения государства нет, хотя попытки в этом направлении предпринимаются рядом авторов. Мы будем понимать под государством организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению конкретных (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных) социальных интересов в пределах определённой территории.

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной и соответственно актуальной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права. В-третьих, изучение и познание способов и путей образования государства необходимо для понимания процессов и явлений, происходящих в современных государствах мира.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10 – 15 тыс. лет тому назад. В этот период появились совершенные орудия труда, возникли земледелие и скотоводство. Произошло заметное повышение производительности труда: человек стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. Именно в этот период, который у разных народов во времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный» (европейский). Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств сохранились общины и соответственно общинная собственность на землю. На «западе» же общины распались, и земля оказалась в частной собственности.
Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества-патрициев и плебеев.

Научной базой данной работы послужили труды таких ученых-юристов, как Марченко М. Н., Матузов Н. И., Семенникова Л. И., Алексеев С. С. и др.

Объектом курсовой работы выступают особенности возникновения государства.

Предметом курсовой работы являются особенности восточного и западного способов происхождения государства.

Цель курсовой работы - проведение сравнительной характеристики восточного и западного способов происхождения государства.

Цель работы достигается путем решения следующих задач:

- рассмотрение особенностей восточного способа образования государства;

- рассмотрение особенностей западного способа образования государства;

- проведение сравнительной характеристики восточного и западного способов образования государства.

При написании курсовой работы были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, диалектический и сравнительно-исторический методы.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал