Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение подобранной литературы и написание работы
Студенту, приступающему к написанию проекта, следует уяснить, что потребуется серьезная собственная мыслительная работа в процессе изучения и оценки содержания первоисточников. Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. При изучении литературы следует выяснить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы. Основным методом изучения литературы является конспектирование. В последующем законспектированный материал редактируется и создается отдельный фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой сжатое и логически последовательное изложение обработанного материала. Оформление работы желательно производить с использованием средств компьютерной техники с использованием одного из текстовых редакторов с обязательным указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. После изучения подобранной литературы целесообразно составить развернутый план будущей работы, который представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана курсовой работы. В развернутом плане выделяются параграфы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование глав курсовой работы. Развернутый план согласовывается с научным руководителем. Практика показывает, что в развернутом плане достаточно выделить 5-7 параграфов, включаемых в две, реже - в три главы. Развернутый план обеспечивает последовательность изложения материала, пропорциональность составных частей работы, отсутствие повторов. Материал строится по следующей структуре: первая глава посвящается анализу теоретических аспектов темы; вторая глава – практическим проблемам экономической деятельности и направлениям их решения. Ошибкой можно считать включение в название главы формулировки, выходящей за пределы темы по содержанию, или включение в название параграфа формулировки, выходящей за пределы главы, что заранее предполагает нарушение логики. Кроме того, не допускается совпадение формулировок глав работы с ее темой, а также совпадение формулировок параграфов с формулировками глав. В зависимости от дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, характера темы, наличия фактического материала в плане и в целом в работе могут преобладать теоретические или практические проблемы. Разработка каждой составной части курсовой работы имеет свои особенности. Первым ее структурным элементом является введение объемом в 2-3 страницы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяется цель и основные задачи исследования. Цель работы заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Исходя из цели работы определяются ее задачи, что обычно делается в форме перечисления (проанализировать …, разработать …, обобщить …, выявить …, доказать …, внедрить …, выработать …, изыскать …, найти …, изучить …, установить …, дать рекомендации …, вывести формулу …, сделать прогноз …, и т.д.). Формулировки задач исследования должны быть тщательными, т.к. описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсовой работы. Кроме того, при написании заключения следует сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы. Таким образом, введение является важнейшей составной частью работы. В ходе написания глав и параграфов используется подготовленный развернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных, не связанных между собой положений. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. В конце каждой главы следует формулировать краткие выводы по существу изложенного материала, они должны быть конкретными и вытекать из анализируемого материала. Выводы должны быть нетривиальными, в качестве выводов используются не промежуточные, а конечные результаты. В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы, заключение по объему составляет 2-3 страницы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов, т.е., логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. В заключении содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку при защите работы. Оно не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав или параграфов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы. В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию. В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с научным руководителем в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме, не проявляя при этом самостоятельного подхода.
|