Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 31 4 страница
Авторитарные политические системы превращают общества в своеобразные личности, а личности — в «винтик» государственной машины. Неслучайно русские называют Россию «матушкой», Святой Русью, Родиной, «рабой» (М. Волошин). Западные страны никогда не характеризовались такими метафорами: там личностью был и остается индивид. До постиндустриальной норы такая коллективная личность-страна могла выживать в условиях международной конкуренции. Удастся ли России остаться коллективистской личностью в постиндустриальном мире? Либеральная политическая система Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер. Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой. Результативную часть либеральной политической системы образуют: 1) политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии. Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. «Для Гегеля первичным двигателем истории человечества является не современная наука или постоянно расширяющийся горизонт желаний <...> но полностью не экономический мотив — борьба за признание». Структура либерального государства меняется в зависимости от типа общества. Для американских либералов (и консерваторов) государство включает в себя совокупность социальных институтов, обеспечивающих общественный порядок и оборону: полиция, суды, тюрьмы, армия и т. д. Оно выступает «ночным сторожем» и не может ограничивать частный индивидуализм граждан. Для европейских социал-демократов государство включает, помимо вышеперечисленного, также школы, университеты, больницы, коммунальные системы, науку и т. д., которые в США находятся в частном ведении. Государственная инфраструктура пытается обеспечить равенство граждан в потреблении, возможность их участия в государственной жизни. Принцип участия вытекает из принципа социальной солидарности, ставшего знаменем французской буржуазной революции. Этот принцип отсутствует в современной Америке, где господствует принцип частной инициативы и индивидуализма. Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок. Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации. Социал-демократическая политическая система В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам нс- буржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй. Социал-демократическая система возникла в результате заимствования некоторых тоталитарных институтов советской, нацистской и фашистской систем и социальной «прививки» их к либерально-политическим системам капиталистических стран в середине XX века: США (при Рузвельте), Швеции, Норвегии и других. «Прививаются» плановость, государственная экономика, государственное регулирование рынка, расширение социальных и политических прав низших классов. Эти процессы начались после Первой мировой войны, но приобрели значительный размах после Второй мировой войны, уничтожения тоталитарных политических режимов в Германии, Японии и Италии. Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация. Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни». Результативную часть социал-демократической системы общества образуют: 1) политическая, экономическая, демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии; 6) умеренное социальное равенство и социальная защищенность. По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок. В своей известной статье «Конец истории» (1989) и книге «Конец истории и последний человек» (1990) Ф. Фукуяма выдвигает положение, что социал-демократическая («либерально-демократическая» по его терминологии) политическая система означает конец истории, т. е. представляет собой наиболее полное и эффективное выражение политических потребностей людей. «Это утверждение, — пишет он, — не означает, что стабильные демократии, такие, как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливости или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, — а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя». Американская организация «Дом свободы», специализирующаяся на оценке характера политических режимов, в 1972 году насчитывала в мире 42 демократических государства. Ныне к этой категории относят уже 120 государств. Организация «Программа развития ООН» относит к действительно демократическим 80 государств мира. При этом отмечается, что из 81 страны мира, провозгласивших строительство демократических государств, только в 47 эта цель была достигнута. В частности, странами с «консолидированной демократией» ныне считают Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Литву и Латвию, а к странам, переходным к консолидированной демократии, относят Россию, Словакию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Украину, Македонию, Хорватию, Албанию, Армению, Киргизию, Грузию, Казахстан и Азербайджан. Странами «консолидированной автократии» называют Белоруссию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С такой оценкой можно не соглашаться, но следует обратить внимание на то, что демократизация в разных странах проходит по-разному. Согласно ст.1 Конституции РФ: 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. С момента вступления в силу Конституции российские ученые обратили внимание на термин " правовая система" и указывали на его неопределенность. Прошедшие в России 8 октября 2006 г. региональные выборы показали, что российская политическая система начинает восприниматься в мире как устойчивая система. Многие решения российских властей часто превратно толкуются за рубежом как попытки " сворачивания в России демократии и построения однопартийной системы". Но это не так мы устойчиво, целенаправленно двигаемся к созданию в стране реально функционирующей многопартийной системы. Сегодня в России крайне мало реально действующих политических партий. Большинство из представленных на политическом поле партий существует " виртуально": они появляются только на экранах телевидения или на страницах газет, действуют только в крупных городах и не представлены в селах или малых населенных пунктах и " просыпаются" только в период выборов, практически не осуществляя никакой деятельности на постоянной основе. Считается, что все политические реформы, которые проводит " Единая Россия", направлены на стимулирование создания в России сильных и влиятельных политических партий. Для этого, в частности, был предложен переход на формирование Государственной Думы полностью по пропорциональной системе, избрание как минимум половины законодательных собраний регионов по партийным спискам, а также наделение политической партии, победившей на выборах в законодательные органы власти регионов, правом предлагать кандидатуру на должность главы субъекта Федерации. В рамках единого дня голосования 8 октября выборы различного уровня прошли в большинстве регионов России. В частности, в Приморском крае, Еврейской АО, Карелии, Чувашии, Тыве, а также Астраханской, Липецкой, Новгородской и Свердловской областях выбирали депутатов законодательных органов власти своих регионов. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (СЕРЕДИНА 1980-Х -- НАЧАЛО 1990-Х ГГ.)
Причины и задачи перестройки
В 1985 г. в СССР началась радикальная реформа общества, которая проходила под лозунгами: " Гласность", " Ускорение", " Перестройка". Необходимость радикального реформирования страны в середине 1980-х гг. была обусловлена затяжным кризисом, в котором находилось государство. Причины кризиса можно условно разделите на три группы: экономические, внутри- и внешнеполитические. К экономическим причинам можно отнести неэффективность командно-административной системы с присущими ей чрезмерной централизацией управления экономикой, приказными методами регулирования, отсутствием личной заинтересованности производителя. Как следствие этого: разрастание бюрократического аппарата, затратность, инертность, невосприимчивость к изменениям народного хозяйства, падение темпов роста производительности труда, углубляющийся кризис во многих отраслях, все большее техническое отставание от развитых стран. Среди внешнеполитических причин можно выделить следующие: вновь появившаяся тенденция к изоляции от мирового сообщества, начало демократических преобразовании в некоторых странах социалистического лагеря (Венгрия. Чехословакия), провал кампании в Афганистане, а все увеличивающееся технологическое отставание от США и стран Запада обусловило невозможность продолжения на равных " гонки вооружений". К внутриполитическим причинам перестройки относятся: концентрация власти в рядах консервативного партийного аппарата; расцвет бюрократии; нарушение принципа народовластия; игнорирование интересов и мнений различных социальных групп, народностей; жесткий контроль над всеми элементами политической системы; явное отчуждение рядового гражданина от власти и управления; диктат государства над личностью; развал самой партии (коррупция, недееспособность). Курс на перестройку был провозглашен в 1985 г. (апрельский Пленум ЦК КПСС). Перестройка носила довольно противоречивый характер: многие шаги предпринимались необдуманно и носили половинчатый характер. Стратегические цели перестройки были следующие: демонтаж командно-административной системы; обеспечение разнообразия форм собственности; создание саморегулирующегося хозяйственного механизма при сохранении направляющей роли государства; повышение экономической активности личности; открытость для окружающего мира. Изменения в политической системе в период перестройки
Курс " социалистического реформизма" в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные люди; смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки; Было признано необходимым вновь восстановить роль советов как органов власти, которую присвоили себе партийные органы, однако руководящая роль партии при этом сохранялась. В июле 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был одобрен Верховным Советом в октябре 1988 г. Были приняты законы, реформирующие политическую систему государства: " Об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР", " О выборах" и " О статусе народного депутата". Расширилось представительство различных общественных групп. Кроме того, создавался Комитет конституционного надзора, имевший право проверять правовые акты на соответствие Конституции; был значительно расширен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; власть сконцентрировалась в руках Верховного Совета, ограничив роль КПСС; было проведено четкое разграничение полномочий между союзными и республиканскими органами власти, расширились права республик; сузились полномочия министерств и ведомств. Учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командные методы руководства,, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан. В развитие этих положений принимается ряд указов и законов: " О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий демонстраций", " О прессе и средствах массовой информации" " О въезде и выезде из СССР", " Об общественных организациях" и др. Таким образом, подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.
44) Характеристика развития политической системы (включая аспекты ее возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике. Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса — вычленение и классификацию закономерностей развития политической системы общества. Закономерности развития политической системы — это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.
Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества — между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Этот процесс получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей развития политической системы. Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционалъностъ, глубина и угшверсалъность их исторического действия, распрост-раненность, социально-классовая структурированность. Можно выделить общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социальной материи вообще. Это обусловленность полити-ческих явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др. Межформациопные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классо- вые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерности в пределах одной общественно-экономической формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа. Для политических систем рабовладельческого общества характерным было полное политическое бесправие значительной части населения (рабов). Политические институты феодального строя имели клерикальный и сословно- представительный характер. Политические системы буржуазных стран строятся на принципах плюралистической демократии, мно-гопартийности, разделения властей. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступали установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и го-сударственного аппарата, декларация демократии и самоуправления. Можно различать закономерности развития политических систем планетарного характера, взятые на определенном историческом отрезке времени. Например, закономерным в условиях ядерной эпохи является мирное сосуществование различных типов политических систем, функционирование универсальной международной организации (ООН). Сюда же следует отнести и общеисторические закономерности. Межрегиональные и региональные устойчивые связи проявляются в создании общеполитических межгосударственных организаций (Совет Европы и др.). В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внут- риорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обус-ловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т. д. При этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, фор- мационные, планетарные, региональные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы. Во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.
Оппозиция слово модное, потому что демократичное и либеральное. Однако, когда люди это слово произносят или слышат, они имеют в виду разные вещи. Оппозиций в России несколько. Первая из них – официально системная оппозиция, то есть локализованная в границах «сложившейся политической системы». В стране семь политических партий, обладающих государственной регистрацией, то есть допущенных начальством до участия в выборном процессе. Одна из них – партия власти, остальные шесть, соответственно, формально имеют статус оппозиционных. Эта оппозиция официально является системной, поскольку она существует в рамках «сложившейся политической системы». На самом деле оппозицией официальные партии никто в стране всерьез не считает ввиду полной их подконтрольности правящей бюрократии. Оппозиционность предполагает политическую самостоятельность, а ее-то как раз у этих партий нет. Это марионетки, которых чиновники дергают за веревочки, когда нужно изобразить видимость демократии в стране. Еще одна оппозиция – официально несистемная. Когда по телевидению говорят про оппозицию – это про нее. В народе этих оппозиционеров чаще называют «оранжевыми» Эта оппозиция сама провозгласила себя несистемной в том смысле, что нынешнюю государственно-политическую систему не признает и на словах добивается ее демонтажа. Парадокс в том, что лидеры официально несистемной оппозиции сами, своими собственными руками создавали ту самую государственно-политическую систему, которую сейчас клеймят позором. Это они закладывали в нее те самые пороки, которые ставят в вину нынешнему режиму. Разве Путин придумал фальсификацию при голосовании? Когда в 1996 году подтасовали результаты президентских выборов, про Путина вообще мало кто знал, он был чиновником средней руки. И это не Путин ввел в обиход преследование политических противников, нарушение прав граждан, коррупцию госаппарата и прочие злоупотребления, которые ему сейчас инкриминирует несистемная оппозиция. Путин только унаследовал и творчески развил все то, что сделали его предшественники во власти – нынешние вдохновители и руководители несистемной оппозиции. Велика народная мудрость. Действительно, громче всех «Держи вора!» кричит сам вор. Нынешняя несистемная оппозиция ничем не отличается от правящего режима, кроме своего территориального происхождения. «Оранжевые» оппозиционеры – ельцинские соколы, все как один, а в Кремле сидят путинские орлы, все из Питера. Ельцинских они от государственной кормушки оттеснили, те сейчас и пищат, толкаются и дебоширят на столичных площадях - рвутся обратно. Если прорвутся, мало что в стране изменится, разве что некоторые персоналии в списке миллиардеров журнала «Форбс». В этом и заключается единственная задача несистемной оппозиции «оранжевых». Впрочем, «оранжевые», конечно, не прорвутся. Люди не поддержат – зачем менять путинское шило на касьяновское мыло? Да и вообще, никакая это не оппозиция, как ни пытаются раздуть в глазах населения ее значение сочувствующие ей либеральные СМИ. Политическая оппозиция, чтобы быть таковой, должна иметь социальную опору. А какая опора может быть у ельцинских либералов после того, что они сотворили со страной? Какие бы замечательные лозунги они ни выдвигали, граждане за ними не пойдут, не надо считать людей идиотами, развлекающимися наступанием на одни и те же грабли. При оценке положения в современной России эти две разновидности оппозиции, официально системную и официально несистемную, в расчет можно не принимать, поскольку никакого влияния в массах они не имеют. Оппозиция – это другое. Реальная оппозиция правящему режиму в России сейчас только одна – это национально-патриотическая оппозиция, отражающая настроения подавляющего большинства граждан страны. Эта оппозиция идейно разношерстна и организационно разобщена. Как и в левой оппозиции Временному правительству в 1917 году, в ней есть свои большевики, свои меньшевики, эсэры, анархисты и многие другие, разумеется, в новой, не социалистической, а национально-патриотической модальности – вектор исторического развития изменился. Политический ветер сейчас дует не в ту сторону, что в 1917-м, хотя и с не меньшей социальной силой.
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в России. Термин " партия" означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. Черты политических групп типа партий были присущи враждующим коалициям придворных в средневековой Европе. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонники папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (ХVIII-Х1Х вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Эти партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникают партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти.
|