Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 31 1 страница
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.-М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Применение системно-кибернетической методологии к исследованию процессов и явлений, происходящих в политической сфере, позволяет обнаружить у некоторых из них определенные признаки, свойственные как жизни или поведению отдельного индивида, так и функционированию созданных человеком сложных технических устройств. Однако данный факт вовсе не означает стремления к упрощенной интерпретации социальной действительности, подобного неоднократным и справедливо критиковавшимся в прошлом попыткам “наклеить “энергетический” или “биолого-социологический” ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п. Системный анализ, в отличие от механистических концепций, не ставит задачу исчерпывающе объяснить или однозначно свести друг к другу разноплановые явления лишь на основании проявляющегося сходства отдельных их сторон. Напротив, как подчеркивал основоположник кибернетики Н. Винер, речь идет только о том, что “анализ одного процесса может привести к выводам, имеющим значение для исследования другого процесса”. Ценностные качества политической коммуникации сегодня, конечно же, ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами и бюрократией в собственных интересах, однако они во многом определяются состоянием и уровнем развития общей и политической культуры данного общества. Политическая коммуникация, выступая способом, средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, сама опосредуется культурными нормами и ценностями. Основные функции политической коммуникации: 1) распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры; 2) политическое информирование общества; 3) интеграция общества и регулирование политических отношений; 4) формирование общественного мнения о политически процессах. Структура политической коммуникации приведена на рисунке 1. 1. Коммуникация формирует определенные связи и отношения субъектов политики. 2. Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации. 3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры. 4. Типы, методы и формы политической коммуникации - рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций. 5. Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические последствия могут быть позитивными и негативными. Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьм Методы политической коммуникации Используются следующие способы (методы) политической коммуникации двух типов (рисунок 2). Мобилизационные методы включают устную агитацию и пропаганду. Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены преимущественно не на убеждение, а на внушение, «навязывание» потребителю информации идей и установок коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды - манипулирование массовым сознанием и поведением граждан, дезинформация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) комментирование событий, игнорирование общественного мнения. Маркетинговые методы направлены на разъяснение и убеждение, стимулируют критически-творческое мышление, демократическую мотивацию поведения. Политический маркетинг - комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций. Маркетинговые способы используются субъектами политики с учетом их спроса и предложения на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведения. Функции политического маркетинга: 1) выявление и выдвижение на авансцену политики достойных лидеров, способных компетентно выражать, представлять органам власти и претворять в жизнь общественные интересы; 2) выявление, популяризация и содействие внедрению альтернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития; 3) формирование в общественном сознании привлекательного имиджа кандидатов на государственные должности; 4) помощь гражданам в свободном и сознательном политическом выборе, а политическим институтам и лидерам - в демократизации общественных отношений. К маркетинговым способам коммуникации относится политическая реклама. Ее цель - в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, программ и концепций, сформировать о них положительное общественное мнение. Рекламная продукция, «очищенная» от политической конъюнктуры и субъективизма, содержит важную информацию для свободного и осознанного выбора человеком политической позиции. Реклама некомпетентная, лживая, тенденциозная искажает политическую действительность и способна дезориентировать людей. Основные виды политической рекламы: * аудиовизуальные; * печатные; * компьютерные; * личные встречи политиков с общественностью. Коммуникационная политика демократического государства включает: 1) разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации; 2) учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной системы, содействие ее кадровому, технологическому и материально-техническому обеспечению); 3) демократизацию механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию, контроль содержания информационных потоков в обществе. и посредством обмена информацией и духовного общения в политическом процессе. 32. Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. К наиболее влиятельным современным идеологиям относятся либерализм, консерватизм и социализм. А) Либерализм Основу либеральной доктрины составили идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения – английских (Т. Гоббса, Дж. Локка, А. Смита), французских (Ш.-Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция), американских (Т. Джефферсона, Т. Пейна). Исходный принцип идеологии классического либерализма – признание безусловной свободы и ответственности индивида в гражданской, политической, экономической, религиозной, нравственной сферах. Обеспечение и регулирование пределов свободы индивида достигается на основе: - теории общественного договора; - концепции гражданского общества; - концепции правового государства; - идеи равенства возможностей индивидов и равноправия в достижении ими своих целей; - отождествления свободы личности с частной собственностью, рассматриваемой как гарант свободы; - признания основополагающего значения конституционализма, парламентаризма и демократии; - признания принципа плюрализма во всех сферах жизни общества. Однако к концу ХIХ в. выяснилось, что реализация идей либерализма ведет не к социальной гармонии и справедливости, а ко всё более резкой социально-имущественной поляризации общества, а лозунг свободной конкуренции воплощает интересы крупнейшей монополизирующейся буржуазии. В связи с этим идеология либерализма трансформировалась в идеологию неолиберализма. Главное отличие новой идеологии состоит: - в признании приоритета социальной справедливости; - в признании необходимости государственного регулирования экономики (кейнсианство); - в инициировании широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. Неолибералы выдвигают также идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и др. Реализация идей неолиберализма в ХХ в. принесла заметные достижения («Новый курс» Ф. Рузвельта в США в 1930-х годах; строительство «государства всеобщего благоденствия» в Западной Европе, 1950-1960-х годах). Однако в 1970-1980-х годах выявились и существенные негативы усиленной государственной регламентации в экономической и социальной сферах. Популярность неолиберализма стала падать. Появились программы возрождения идей классического либерализма (современный либертаризм). Усилилось влияние идеологии консерватизма – главного конкурента либерализма. Б) Консерватизм Консерватизм – идеология «охранительного» направления, ориентированная на сохранение и поддержание существующих общественных порядков, на отказ от радикальных проектов общественного переустройства. Основой консервативной идеологии являлся традиционализм – опора на надежные, «проверенные историей» прошлые стандарты общественного бытия. В идеологию консерватизма традиционализм превратился в эпоху Французской буржуазной революции конца ХVIII в., став идейной реакцией контрреволюционной аристократии. Базовые положения консерватизма были сформулированы в трудах английского политического мыслителя ХVIII в. Э. Бёрка, французских политических писателей ХVШ-ХIХ вв. Ж. де Местра, Л. де Бональда, Ф. Р. де Шатобриана. Основными идеями, противопоставленными революционаризму консерватизмом, являлись идеи непрерывности, преемственности и органичности исторического развития, божественного проведения, ограниченности человеческого разума в осознании смысла истории, опасности произвольного социального переустройства. «Исторический органицизм» консерваторов предлагал рассматривать общество как целостную органическую систему, в которой одно дополняет другое, «нет ничего лишнего» и «всё формируется постепенно». Попытки «подгонять историю», перестраивать общественный организм по своему разумению ведут к краху, доказывали консерваторы. В социальной сфере консерваторы исходили из принципа «естественного неравенства» людей (основанного на неравенстве способностей и Божьего предназначения) и «семейной иерархии», в которой родители не равны детям. «Мудрость предков» (многопоколенный социальный опыт, воплощенный в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и общественных слоев) ставится консерваторами неизмеримо выше любого проекта общественного переустройства. Традиционные ценности взывают к поддержке и самой решительной защите. Консерватизм допускает изменения – но лишь те, которые согласуются с существующими порядками и осуществляются подконтрольно. Такие изменения оставляют возможность коррекции – в противовес необратимой и непоправимой революционной ломке. Поборники консервативной идеологии нашли социальную опору в стремлении людей к стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. В ХХ в. они усвоили также ряд либеральных ценностей: свободные рыночные отношения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм. В 1970-1980-х годах, когда либеральные и социал-демократические идеи частично утратили свою популярность, консерваторы, реформировав свою идеологию в виде неоконсерватизма, выдвинули и осуществили эффективные антикризисные мероприятия в странах Запада: высвобождение частнопредпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного государственного регулирования рыночных отношений, сокращение госаппарата и ряда социальных программ, сужение функций государства и др. (М. Тэтчер в Англии, Р. Рейган в США). В результате инфляция снизилась, выросли темпы экономического роста, спал уровень забастовочного движения. В состав идеологии неоконсерватизма вошли и традиционные ценности: прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность. В 1970-1980-х годах неконсервативная идеология прочно господствовала в западном мире, сохранив свои позиции и в 1990-х годах, в условиях нового оживления неолиберализма. В) Социализм Идеи утопического коммунизма были развиты уже в трудах Т. Мора (1478-1535) и Т. Камианеллы (1568-1639). В 1796 г. во Франции Гракх Бабёф (1760-1797) пытался воплотить их в жизнь путем коммунистического «заговора равных». В первой половине ХIХ в. А. де Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1777-1837), Р. Оуэн (1771-1858) создали теоретические модели коммунистического устройства общества. Но самое развернутое и последовательное обоснование идеи социализма получили в учении К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Они выдвинули три радикальные цели-требования: - пролетарская (социалистическая) революция; - диктатура пролетариата; - установление общественной собственности на средства производства. Идеология марксизма стала политической стратегией европейского рабочего движения ХIХ в. К концу ХIХ в. оно добилось серьезных успехов: были созданы и окрепли национальные социал-демократические партии, дважды объединявшиеся в Интернационалы; достигнута демократизация избирательного права и др. Однако в этот период в самом марксизме произошел раскол, связанный с разным видением способов завоевания пролетариатом политической власти. Сторонники плавного, эволюционного пути осуществления социалистических реформ – Э. Бернштейн (1850-1932), К. Каутский (1854-1938) – пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма. С течением времени они отказались от идей революции, диктатуры пролетариата, обобществления собственности и объявили своей целью демократический социализм, предполагающий длительный процесс социальных преобразований. Вместо прежней идеи классовой борьбы приверженцы социал-реформизма – социал-демократы – выдвинули концепции социального партнерства, консенсуса и равновесия между трудом и капиталом. Главным достижением социал-демократии стало создание в Европе системы социального государства (ФРГ, страны Скандинавии), ставящего своей главной целью социальную защищенность трудящихся. В 1960-1970-х годах социал-демократическая идеология достигла своего апогея в странах Западной Европы. Однако с «наступлением» неоконсерватизма в 1980-х годах идеология социал-демократизма на Западе ослабла. Наиболее ортодоксальные защитники революционного радикализма марксистского учения обвинили социал-демократов в «ревизионизме» («ревизии» учения К. Маркса) и стали создавать новые, коммунистические партии. Многие из этих партий в ХХ в. смогли получить власть в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе и попытались построить коммунистическое общество. Неудачи коммунистического эксперимента в этих странах не раз заставляли их обращаться к опыту социал-демократии в деле построения «социализма с человеческим лицом» (Венгрия, 1956 г., Чехословакия, 1968 г.; Польша, 1980-1982 гг.). Однако фундаментальные установки ортодоксальной (марксистско-ленинской) коммунистической идеологии не позволяли им довести эти «обращения» до продуктивного результата. Практически повсеместно это привело сперва к установлению тоталитарно-коммунистических режимов, затем – к их загниванию и, наконец, к краху
33. Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания. К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков». Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально- политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико- психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. 34. В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций. Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео-логику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях). Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность. Что же включает в себя политическое сознание? Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и " общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам. Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, " правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп. В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, " политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наиболыпий интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характсристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания. Политическая кампания, как и любой избирательный процесс, является одной из формполитического участия в нем населения, неотъемлемым свойством демократии и средством реализации народного суверенитета.
Как свидетельствует мировой опыт, политическая активность избирателей зависит от многих факторов и прежде всего от характераполитического режима, уровня экономического развития, традиций страны (например, в англоамериканских странах степень участия выше, чем в мусульманских), организации избирательных кампаний и реализации избирательного права граждан в конкретном государстве.
|