Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восемь признаков менеджмента качества
Принцип 1. Организация, ориентированная на потребителя Организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Основные требования: 1) осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т. д.; 2) обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, поставщиков, регионов и общества в целом); 3) доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации; 4) измерение степени удовлетворения требований потребителей и внесение корректирующих действий; 5) управление взаимодействием с потребителями. Принцип 2. Рольруководства Руководители способствуют созданию единства целей организации и ее управления, поддерживают внутреннюю среду, благоприятную для полного вовлечения работников в созидательную деятельность организации. Основные требования: 1) демонстрация собственного примера приверженности менеджменту качества; 2) понимание и реагирование на внешние изменения; 3) ориентация на потребности всех заинтересованных сторон; 4) четкий прогноз деятельности своего предприятия; 5) обеспечение атмосферы доверия и работы без страха; 6) обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности; 7) инициирование, признание и поощрение вклада сотрудников; 8) поддержка открытых и честных взаимоотношений; 9) обучение работников; 10) выявление прогрессивных целей и разработка стратегии для их достижения. Принцип 3. Вовлечение работников Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение в производственный процесс позволяет использовать их способности на благо организации. Основные требования: 1) принятие инициативы и ответственности в решении проблем; 2) активный поиск возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности; 3) передача опыта и знаний членам команды; 4) ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей; 5) представление своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете. Основные требования от руководства — обеспечить персоналу условия, при которых он будет получать удовлетворение от работы и испытывать чувство гордости, работая на данном предприятии. Принцип 4. Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов. Основные требования: 1) определение процесса для достижения желаемого результата; 2) идентификация и измерение входов в процесс и его результатов; 3) определение взаимодействий процесса с функциями предприятия; 4) оценка рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны; 5) установление четких прав, полномочий и ответственности за управление процессом; 6) определение внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон; 7) уделение внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению потребности в обучении. Принцип 5. Системный подход к менеджменту Эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью. Основные требования: 1) определение и разработка процессов, обеспечивающих достижение заданных целей; 2) проектирование такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем; 3) понимание взаимозависимости процессов в системе; 4) постоянное улучшение системы через измерения и оценку; 5) определение возможностей, ресурсов, а затем принятие решений о действии. Принцип 6. Постоянное улучшение Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации. Основные требования: 1) формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом; 2) применение основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений; 3) периодическая оценка соответствия установленным критериям для определения области потенциального улучшения; 4) постоянное повышение эффективности всех процессов; 5) обучение каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как цикл Деминга, анализ и решение проблемы и др.; 6) определение измерителей и целей для организации процесса улучшения; 7) признание улучшений. Принцип 7. Метол принятия решения, основанный на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Основные требования: 1)измерение и сбор данных и информации, относящихся к задаче; 2) обеспечение уверенности в достоверности и точности данных и информации; 3) использование апробированных методов для анализа данных и информации; 4) понимание ценности соответствующих статистических методов; 5) принятие решений и выполнение действий на основе баланса результатов анализа фактов опыта и интуиции. Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности. Основные требования: 1) идентификация основных поставщиков; 2) установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества; 3) организация четких и открытых связей; 4) инициирование совместных разработок и улучшение продукции и процессов; 5) совместная работа по четкому пониманию запросов потребителя; 6) обмен информацией и планами на будущее; 7) признание достижений и улучшений поставщика. Спектр потребителей стандартов ИСО серии 9000 весьма широк: предприятия, органы по сертификации систем качества, органы по аккредитации, национальные организации по стандартизации, консультанты, учебные заведения и др. Реализация данных принципов требует очень серьезных изменений в корпоративной культуре. Без глубокого понимания роли основополагающих принципов работа будет «бумажной» и неэффективной. Основная цель — привлечь внимание к необходимости глубокого прочтения стандартов с пониманием не только их буквы, но и духа. На основе международных стандартов ИСО 9000: 2000 в России разработаны национальные стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
|