Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В узком, собственном смысле - как организация, обладающая верховной властью на определённой территории. 1 страницаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Рассматривая содержание понятия «государство», следует отметить, что существуют различные подходы к пониманию сущности государства. Одним из широко распространённых является н о рмативны й п одхо д, суть которого заключается в интерпретации государства как совокупности норм, регулирующих поведение людей, социальные и политические отношения (Г. Кальзен). Своей масштабностью характеризуется институциональный подход, особенно распространённый во французской политологии (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). Государство при этом рассматривается как воплощение власти, как её институт, имеющий сложную социально-политическую природу и существующий в форме централизованной, иерархической структуры. Сторонники данного подхода полагают, что государство как централизованная структура отсутствовало в раздробленную феодальную эпоху и возникло только на исходе средневековья в ХVI в. Глубокие корни имеет социологический подход. Ещё Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рассматривал государство как социально дифференцированное общество. Им была сформулирована идея идеального государства, опирающегося на средний класс, наиболее умеренный в своих требованиях. Государство, по Аристотелю, должно служить общему благу. Специфической разновидностью социологического подхода к государству является марксизм. Маркс соотнёс государство с другими сферами общества-социально-классовой структурой, с экономическими процессами. Сильная сторона этого подхода - историзм, постановка государства в исторический контекст, рассмотрение его развития как цепи последовательно сменяющих друг друга исторических форм. В духе марксистской традиции государство определяется как исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет его суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая, вместе с тем, как официальный представитель всего общества. В конце ХIХв. стало утверждаться социологическое понимание государства как определённым образом организованного населения, как единство совместных действий (Г. Еллинек, Л. Доги и пр.). Дальнейшее развитие социологический подход получил в американской политической социологии, более ориентированной на изучение динамики государства, процессов его функционирования. Внимание американских исследователей сфокусировалось главным образом на социальной среде политических институтов - группах давления, электоральном поведении и т. д. В отличие от них западноевропейские политологи сконцентрировались на теоретическом осмыслении олигархических и бюрократических тенденций в развитии политических институтов, в том и числе государства.
12.Основные теории происхождения государства. а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Эта концепция подкреплялась историческими фактами. Ведь первые государственные образования были религиозными: управленческие функции выполняли жрецы; б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХVIII в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, отеческую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов; в) договорная. Она выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Правда, причины заключения такого договора объяснялись по-разному: Т. Гоббс, оценивавший «естественное состояние» как «войну всех против всех», полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху; Ж.- Ж. Руссо оценивал «естественное состояние» как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (стихийные бедствия, появление частной собственности и т. д.), что делает необходимым и коллективные формы жизни. Реализацией этого и был юридический акт - общественный договор, который является порождением разумной воли народа, даже своеобразным изобретением. г) концепция насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ее суть состоит в утверждении: государство возникло в результате насилия одних групп над другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями; д) классовая концепция. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы». В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает «и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов.
13.Многообразие условий возникновения государства.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосудар-ственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
15.Современные подходы к типологии государств.
В настоящее время в юридичнской науке применяются 2 подхода к типологии государств: формационный подход, цивилизационный подход, Формациониый и цивилизационный подходы — это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе — это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей». В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (государства, независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках). Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на рад недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят: однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств); игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: а) общественная собственность на землю и коллективный труд; б) государственная собственность на средства производства; в) господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть. Такое игнорирование, разумеется, было не случайным, поскольку перечисленные моменты объединяют в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство; деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский — социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах); характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов. В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности (В. Н. Хропанюк). В литературе правильно отмечается, что в типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный подходы.
16.Общая характеристика элементов формы государства.
Под формой государства понимают организацию гос. власти или организацию государства в целом. Форма государства является достаточно сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы гос. устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1. Формы правления – Это организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти). Формы правления: 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. б)огранич. (парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. 2. Формы гос. устройства – это внутренняя национально-территориальная организация гос. власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями. Формы гос. устр-ва– это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имеет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции). 3. Политического режима – это сумма способов осуществления гос. власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической, социальной, культурной деятельности государства. Форма гос. режимов– совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр. Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы гос. устройства и гос. режима. Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования гос. власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. Таким образом, понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной гос. власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию гос. власти, соотношение государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти. причины разнообразия любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др. факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
21. Структура современного государственного аппарата.
Структура (механизм) аппарата современного государства - это совокупность связанных в единую систему и взаимодействующих в процессе решения управленческих задач органов государства. В современном государстве в соответствии с принципом разделения властей выделяются законодательные органы, представленные выборными от народа парламентами, советами, собраниями, которые определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти; исполнительные органы, представленные сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами, которые осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за исполнением непосредственное управление различными областями социальной деятельности (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.); судебные органы, представленные конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. В зависимости от формы правления государства в систему его органов может входить единоличный глава государства (монарх или президент), который представляет государственную власть внутри страны и за рубежом, координирует действия всех ветвей власти, осуществляет иные полномочия. В унитарном государстве выделяются центральные и местные органы государственной власти. Центральные органы имеют более высокий уровень компетенции, решают наиболее значимые для страны вопросы, предоставляя местным органам государственной власти известную самостоятельность в решении региональных дел. В федеративном государстве формируется два уровня законодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный и субъектов федерации. Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый их них самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его компетенции. В современном государстве от государственного аппарата обычно отделяют систему органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления образуются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в решении дел местного значения. Вместе с тем они реализуют общегосударственные задачи в прямом взаимодействии с органами государственного аппарата.
24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: 1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; 2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; 3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; 4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; 4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; 8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. К организационным принципам относятся: 1. иерархичность; 2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3. ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5. соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
25. Содержание принципа разделения властей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая " система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
26.Отличие государственной власти от иных видов власти.
Власть – одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных. Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей, государственная власть - это: · публичная власть. Она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенное имущество, собственные доходы и налоги с населения; · аппаратная власть. Она имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и т.д.; · власть, поддерживаемая законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти; · легитимированная власть. Имеет узаконенный характер, опирается на признание народа и международного сообщества; · суверенная власть. Она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь); реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властных институтов (политических учреждений и процедур). Для современных государств характерна развитая сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, администрация на местах, «силовые» ведомства, управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка. В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делегированного законодательства; в сфере исполнительной власти функционируют институты президентства и президентского правления; в сфере судебной власти – институты судебной власти и судебной ответственности; В сфере контрольной власти – институты конституционного совета и предварительного контроля. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, в других на первые места выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан. Органы государственной власти также имеют собственные специфические признаки, отличающие государственные органы от иных. Среди них: · формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; · выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; · наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; · наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. При этом наличие государственно-властных полномочий является наиболее существенным признаком государственного органа. Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения различных мер (воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения или государственного принуждения).
|