Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В узком, собственном смысле - как организация, обладающая верховной властью на определённой территории. 4 страница






В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека.

В Российской Федерации проблема соотношения международного и национального права юридически решена в федеральной Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

 

58. Акты применения норм права, выносимые органами исполнительной власти.

 

Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам.

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям. Основной критерий их классификации Ї юридические свойства актов.

В соответствии с ним правовые акты органов исполнительной власти подразделяют на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты органовисполнительной власти в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, уполномоченные на то Указом Президента Российской Федерации, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенными полномочиями нормотворческого характера обладает Банк России. Нормативные акты управления принимаются в виде постановлений, указов, приказов, инструкций, положений и т.п. Такие акты носят подзаконные характер и направлены на разъяснение, детализацию, претворение в жизнь более общих норм действующего законодательства. В этом смысле они являются правоприменительными в такое же степени, как и индивидуальные акты государственного управления. Нормативные акты принимаются органами государственного управления исключительно по вопросам их компетенции.

Индивидуальные акты исполнительных органов государственной власти находят более широкое применение в практической деятельности властных органов. Формами таких актов являются распоряжения, решения, предписания и т.п. Собственно каждое юридически значимое решение органа исполнительной власти оформляется индивидуальным актом управления. Они чаще всего принимаются в произвольной форме, для них редко устанавливаются повышенные требования юридической техники. Однако именно по отношению к индивидуальным актам законодательство часто содержит требования о мотивированности принятого управленческого решения.

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. В нормативных актах, прежде всего, формулируются административно-правовые предписания, запреты и дозволения, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных правовых актах они непосредственно применяются к конкретным лицам.

Помимо вышеуказанной ключевой классификации, в теории административного права существуют и другие варианты группировки актов органов исполнительной власти по различным основаниям.

- по функциональной роли: акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности;

- в зависимости об объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности: дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения), акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов, и акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора;

- в зависимости от порядка принятия: коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством) и единоличные. Применительно к актам Правительства РФ принятые соответствующие нормы - это коллегиальное принятие решений. В других же случаях Ї не всегда. Например, министерство действует на основе единоначалия, а его руководитель несет персональную ответственность за состояние порученной отрасли.

 

 

59.Особенности подзаконного нормотворчества.

 

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Федерации также осуществляется подзаконное правотворчество. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласовании. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласовании, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

 

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации

 

60.Законность: содержание и субъекты обеспечения.

 

Законность -- атрибут существования и развития демократически организованного общества.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государственных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан.

Обеспечение законности Ї сложная политическая, правовая и социальная проблема. Обеспечить законность Ї это значит: 1) не допустить отклонений от предписаний и норм, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц; 2) своевременно выявлять таковые отклонения, если они имеют место; 3) устранить обнаруженные нарушения норм и предписаний; 4) восстановить нарушенные при этом права граждан и организаций; 5) привлечь к определенному виду ответственности виновных в нарушении законности; 6) принять необходимые меры, обеспечивающие недопущение впредь таких отклонений от требований законности.

В обществе действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности. Это -- контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Обеспечение законности возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.), так и в качестве дополнительной функции.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит от уровня законности и дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, прежде всего государственных служащих по выполнению ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей. Дисциплина означает точное исполнение требований законов, иных нормативных правовых актов управляемыми и управляющими субъектами (т. е. совершенствуется под действием правовых норм). Законность является базой, на основе которой формируется дисциплина, и одновременно способом ее защиты.

 

 

61.Законность как принцип реализации права органами и должностными лицами государства.

 

Законность -- комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.

Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права -- от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества.

Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов -- должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).

Законность характеризуется единством двух признаков:

· внешнего (формального) -- обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;

· внутреннего (сущностного) -- наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.

Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, т.е. правовые законы. Правовые законы должны быть нормативной основой законности. В истории было немало случаев, когда граждане придерживались законов, а законность нарушалась, когда «суровое соблюдение» в действительности означало «суровое нарушение» (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). Чтобы в государстве была «правозакон-ность», действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, Конституции.

Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. С другой стороны -- со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного руководства обществом, т.е. оно осуществляется исключительно правовыми средствами.

 

 

62. Условия и юридические гарантии законного применения права.

 

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть -- это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. ДСреди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности Ї это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии -- совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди юридических гарантий различают следующие:

1)Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органами предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.)

2 ) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.

4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

5) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям.

Важнейшей гарантией законности является правосудие -- деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

 

63. Состояние законности и правопорядка в современном российском обществе и задачи по их укреплению.

 

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально- политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

 

64. Естественно-правовая концепция правопонимания.

65. Социологическая концепция правопонимания.

 

Социологическое правопонимание и конкретно-социологический метод в праве. Нормативный и широкий подходы к праву в отечественной теории права.

Социологический тип правопонимания формируется во второй половине XIX в.

Право – социальное явление, относительно независимое от государства (хотя часть право-вых норм может санкционироваться государством), истоки которого следует искать в обществе.

Право – это собственно не адресованные субъектам и где-то записанные нормы («книжное право», «право в книгах»), но и реальное поведение субъектов, правовые отношения, которые на самом деле предшествуют правовым нормам («живое право», «право в жизни»), значитель-ную роль в разграничении правового от неправового играет суд (поэтому очень многие амери-канские ученые развивают различные аспекты социологического правопонимания).

«Социологи»: в Европе – Е. Эрлих, в США – Р. Паунд, в России – С. Муромцев, Ю. Гревцов.

Вариации социологического типа правопонимания:

- право как сложившийся порядок общественных отношений;

- право как инструмент социальной инженерии в обществе, социального контроля;

- правовой реализм (прагматический инструментализм): ряд североамериканских ученых; право существует, чтобы служить потребностям людей; право является совокупностью соци-альных средств; судьи являются творцами права (О.Холмс); норма права является эффективной, если применяется судами; судьи должны отдавать приоритет телеологическому, а не буквальному толкованию подлежащих применению норм права; применение закона является успешным, если наступили намеченные последствия.

- право как средство социального контроля (Р.Паунд)

 

66. Основные элементы механизма правового регулирования.

 

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

 

67. Сущность и основные виды правового поведения.

 

Право не проникает (и не должно проникать) в некоторые сферы общественной жизни. Правомерное и неправомерное пове­дение являются юридически значимыми разновидностями поведения и могут быть объединены в одно явление - правовое поведение.

Правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты.

Правомерность означает соответствие праву. Отсюда правомерное поведение - это поведение, которое не запрещено законом или договором и не нарушает закон.

Правомерное поведение можно рассматривать через формы реализации права. К таким формам правомерного поведения можно отнести:

1) соблюдение норм права, т.е. выполнение установленных правом запретов;

2) исполнение норм права, т.е. выполнение заложенных в нормах права предписаний, обязывающих выполнить то или иное действие, например, уплатить налоги, передать вещь и т.п.;

3) использование норм права, т.е. осуществление установленных законом прав при соблюдении условий о недопустимости причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам других лиц при использовании своих прав.

Неправомерным поведением признается поведение, противоправное, выражающееся в несоблюдении правовых предписании, нарушении установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных: на субъекта обязанностей.

 

68. Юридический состав правонарушения.

 

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

В юридический состав входят:

1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или юридическое лицо, совершившие данное деяние);

2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины — умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления, и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть);

4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

— деяние;

— противоправность (формальный аспект);

— вредный результат (содержательный аспект);

— причинную связь между деянием и вредным результатом (результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).

 

69. Принципы юридической ответственности.

 

Принцип законности - заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении юридической ответственности. Она назначается лишь за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами, и только в пределах санкции соответствующей нормы. Кроме того, лишь та ответственность носит законный характер, которая наложена в полном соответствии со всеми процессуальными нормами;

Принцип ответственности только за виновные деяния - означает, что, если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководить своими действиями, юридическая ответственность не наступает;

Принцип справедливости - означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз, при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения; более суровый закон не имеет обратной силы;

Принцип индивидуализации - обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, и др.;

Принцип неотвратимости юридической ответственности - предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение. Здесь речь идет не столько о том, что обязательно должна применяться санкция (к правонарушителю — больному старику, или беременной женщине, или подростку это не всегда целесообразно), сколько о непременном реагировании со стороны компетентных органов, должностных лиц на то, что содеянное должно получить публичную огласку, подвергнуться осуждению со стороны государственных органов (в отношении указанных выше категорий правонарушителей назначенная санкция может быть отсрочена, применена условно, от нее может наступить условно досрочное освобождение и др.);

Принцип скорейшего наступления юридической ответственности - означает, что, если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.

 

 

70. Структура правового отношения.

 

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:

субъекты правоотношения;

объект правоотношения;

Содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения и их фактическое (реальное) поведение).

Субъекты правовых отношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории:

1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал