Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средневековая экономическая мысль.
Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства. Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений в 3 - 8 вв в ряде государств Востока и 5 - 11 вв в странах Европы. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке упоминается идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе - Фома Аквинский - канонист. Ибн Хальдун (1332 -1406 н.э.) По его заявлению в начале 7 века на землю снизошли “откровения бога”, услышавший их шекнацкий купец Мухамед - первый проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов. Веру в незыблемость сословной дифференсации общества, т.е. то, что Аллах дал преимущество одним идеям перед другими, а также в богоугодность бартерной по существу торговли на всех этапах эволюции общества от примитивности к цивилизации, попытался укрепить в думах всех правоверных выдвенул с этой целью концепцию некоторой “социальной физики”. Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений. таких как необходимость возвышенного отношения к труду, порицания скупости, жадности и растовщичества. Развивал также о проблемме достатка и недостатка в обществе материальных благ Ибн-Хульдун указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее степенью их заселенности и делает следующие выводы: 1. с ростом города достаток в необходимом и лишенном необходимости и приводя к снижению цен на первое и рост цен на второе, свидетельствуя о процветании города. 2. Малочисленность населения города является причиной дефицита дороговизны всех необходимых населению материальных благ. 3. Расцвет города, как и общества в целом реален в условиях снижающихся размеров налога, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках. Фома Аквинский (1225 - 1274) - итальянский теолог, философ, монах, сын графа. В 1323 г. был канонизирован, т.е. стал святым. В его трудах выражен основной принцип схоластики (философия), занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества, главной целью которого считали защиту христианской религии. Он различал истины разума и истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря богу. Социальное неравенство Фома Аквинский объяснял как благо установленную иерархию форм в вещах. Стремясь увековечить сословия, отделение умственного труда от физического, защищая частную собственность. Исходя из принципа пользы различной оценки товаров участниками обмена, выдвинул тезис о “справедливой цене”, в котором дал субъективное обоснование обоснование процесса обмена. Его возрения в области социально-экономического устройства общества существенно отличаются от положений основателя кананистов Августина Блаженного (353 - 430).
|