Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В организации
Об эффективности менеджмента можно судить при исследовании жизненного цикла (ЖЦ) предприятия (табл. 18.2.).
Таблица 18.2
Эффективность менеджмента в жизненном цикле организации [22]
Фазы ЖЦ
| Направления деятельности менеджмента в организации
|
|
| Фаза 1 – создание бизнеса
| Концентрация усилий на развитии технологий бизнеса и рынка, ожидание вознаграждения в будущем, контроль немедленной обратной связи. Успех приводит к кризису лидерства (основатель бизнеса не справляется с проблемой роста).
| Фаза 2 – управление
| Построение формальных управленческих систем: организационная структура, система отчетности и контроля, стандартизация бизнес-процессов, процедур и правил, установление более формальных связей, развитие управленческих кадров. Успех ведет к кризису автономии (кризис управления).
| Фаза 3 – делегирование
| Необходимость децентрализации функций, делегирования полномочий. Создаются центры прибыли, система мотивации основана на результатах работы, централизованное управление сосредоточено на выработке стратегии. Успех ведет к частичной потере контроля
|
Окончание табл. 18.2
|
| Фаза 4 –
координация
| Внедрение процедур корпоративного планирования. Новые продуктовые группы рассматриваются как центры инвестиций, технические функции (логистика, автоматизация), ПР смещаются к центру. Успех ведет к кризису бюрократии (люди теряют творческий и предпринимательский интерес)
| Фаза 5 – сотрудничество
| Создание структуры на основе самостоятельных бизнес-единиц; перераспределение функций и ролей между подразделением и центром. Возникают повышенные требования к менеджерам, мотивация ориентирована на конечный результат. Существует большая вероятность возникновения кризиса синергии в группе
|
Для любых условий функционирования, обеспечения высокого качества товаров и услуг предприятие должно выбрать те варианты менеджмента, которые отвечают особенностям и задачам этапа ЖЦ. Диагностика изменений в организации должна показать характерные особенности эффективности менеджмента предприятия и направления его совершенствования с учетом стадии ЖЦ, выявить перспективы и ключевые компетенции. Она должна дать возможность сформулировать цели и ключевые задачи, последовательное достижение которых позволит организации двигаться в желаемом направлении. Среди этих целей могут быть:
- увеличение прибыли;
- повышение эффективности производства;
- рост предприятия и масштабов его деятельности;
- создание деловой репутации;
- определенное технологическое превосходство;
- снижение риска банкротства.
Рассмотрим компоненты менеджмента по фазам роста организации (табл. 18.3.)
Концепция жизненного цикла предприятия показывает направления диагностики эффективности его функционирования, увязывает ключевые факторы внешней и внутренней среды, в том числе и наиболее характерные симптомы кризиса в организации.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько менеджмент соответствует этому этапу. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффективная система управления возможна при научном управлении. То есть это управление с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов.
Таблица 18.3
Компоненты менеджмента по фазам роста организации [23]
Компоненты менеджмента
| Фаза 1
| Фаза 2
| Фаза 3
| Фаза 4
| Фаза 5
| Центр сосредоточения менеджмента
| Производство и продажа
| Эффективность операций
| Расширение рынка
| Консолидация организации
| Проблемы взаимодействия и инноваций
| Оргструктура
| Неофициальная (слабо формализованная)
| Централизованная и функциональная
| Децентрализованная и географическая
| Линейный персонал и продуктовые группы
| Матричное построение команд, самостоятельные бизнес-единицы
| Стиль управления высшего руководства
| Индивидуалистический и предпринимательский
| Директивный
| Основанный на делегировании
| Посредством личного участия
| Наблюдательный
| Системы и объекты контроля
| Показатели продаж
| Центры стандартизации и расходов
| Центры отчетности и прибыли
| Центры планирования и инвестиций
| Совместная постановка цели
| Система мотивации
| Владение
| Зарплата в зависимости от результатов труда
| Личное вознаграждение
| Участие в распределении прибыли
| Групповое вознаграждение
|
|