Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Научный стиль.






Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, однозначного выражения мысли.

Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот стиль реализуется в таких жанрах, как научные статьи, монографии, диссертации, курсовые, дипломные работы, лекции и т.д. В большинстве случаев это письменная форма речи, однако существует и письменная разновидность научного стиля, например, научные доклады, семинары, диспуты, лекции.

В зависимости от адресата и цели сообщения выделяются следующие подстили научного стиля:

1. Собственно-научный (адресат - сами ученые, цель - получение нового научного знания). Его жанры - монографии, статьи.

2. Научно-учебный (адресат - учащиеся, цель - усвоение научных положений). Это различные учебные пособия.

3. Научно-технический (адресат - специалисты технического профиля, цель - применение научных достижений на практике). Он реализуется в различного рода описаниях, пояснениях к чертежам, схемам и т.д.

4. Научно-популярный (адресат - широкие слои населения, цель - повышение культурного уровня масс). Этот подстиль представлен в научно-популярной литературе по вопросам науки и техники.

Специфические черты научного стиля:

1. Точность и логичность речи. Это обусловливает широкое использование специальной и терминологической лексики.

2. Стремление к обобщению, абстракции - выражается в преобладании слов с абстрактным значением (например: мышление, истина, гипотеза, перспективы и др.).

3. Однородность и замкнутость словарного состава.

4. Отсутствие разговорной и просторечной лексики, а также крайне ограниченное количество оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики. Так, невозможно представить в научном произведении выражения: " бесподобный метод интегрирования", " интеграл ведет себя вполне прилично", " решение задачи дрожало на кончике пера" и т.д.

5. Максимально демонстрируется объективность информации, отстраненность автора речи, что выражается в использовании безличных и обобщенно-личных синтаксических конструкций, вводных слов, таких, как: надо полагать, известно, представляется интересным, следует подчеркнуть и др. В научной речи почти не используются выражения от первого лица (" Я" -высказывания в большинстве случаев заменяются на " Мы" -высказывания: " мы полагаем", " мы склонны считать", " мы подчеркиваем" и т.д.).

6. Отказ от использования многозначных слов: требование точности речи предполагает употребление слов, имеющих одно значение.

7. Наличие синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей (например, вводных слов: во-первых, во-вторых и т.д.).

Различают следующие методы организации научного текста:

- дедукция - движение мысли от общего к частному;

- индукция - движение мысли от частного к общему, то есть от знания единичных фактов к обобщению;

- проблемное изложение - предполагает постановку в определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно прийти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей;

- метод аналогии, суть которого сводится к следующему: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. От простого сравнения аналогия отличается тем, что здесь важно не внешнее сходство предметов, а их внутреннее родство.

Среди собственно языковых особенностей научного стиля можно назвать следующие:

1. Употребление единственного числа существительных в значении множественного. Например: волк - хищное животное из рода собак.

2. Прилагательные часто выполняют функцию терминов. Например: жаба обыкновенная (слово " обыкновенная" здесь является термином).

3. Активное использование сложных союзов: между тем как, в то время как, в силу того, что и др.

4. Широкое употребление слов, отражающих логику мысли: поэтому, таким образом, итак, следовательно, в течение, в продолжение, путем, методом, способом, образом, в результате, в силу, в связи, на основе, в режиме и др.

5. Использование глаголов обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим и т.п. С помощью специальных языковых средств автор

* квалифицирует свои действия: давать определение, дефиницию, переходить к вопросу, пункту, анализировать, приводить определение, результаты, пример, а также иллюстрировать, обрисовать, рассмотреть, отметить;

* сообщает о своих целях: коротко обрисуем, мы рассмотрим различные варианты, а также предложим классификацию;

* фиксирует фазы - начало, продолжение, конец: на этом закончим обзор, указывает на переход от одного эпизода к другому: мы вернулись к прошлой теме, далее рассмотрим.

6. Отказ от повествования в 1ом лице. Используются односоставные предложения:

* безличные (Под латентной преступностью следует понимать совокупность преступлений....)

* неопределенно - личные (Под латентной преступностью понимают....)

* определенно - личные (Под латентной преступностью будем понимать...).

7. Широкое использование приставок анти- (антикриминальный, антитела), би- (бицветный, биполярный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхновая звезда), суффиксы -ист (импрессионист), -ость (нефтегазоносность), -изм (мистицизм, символизм), -от-а (долгота), -м-а (морфема, синтаксема), -ни-е (клонирование).

8. Высокая частотность существительных.

5. Тенденция к сложным предложениям. Приведем пример типичной организации научного высказывания: Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и её эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своем слушателе.

Таким образом, научный стиль речи не обладает свойством общедоступности и обслуживает довольно узкую сферу деятельности человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал