Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Публицистический стиль. Виды письменной речи.
Публицистический стиль - это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных и других. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях (например, на митингах, собраниях). Публицистический стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем жизни общества, для выработки общественного мнения. Этот стиль существует как в письменной форме (газеты, журналы), так и в устной (радио- и телепередачи), а также в форме рисунков (например, карикатуры), фотографий и т.д. Наибольшее распространение в рамках этого стиля получила газетная его разновидность, поэтому нередко этот стиль называют также газетно-публицистическим. Основные функции публицистического стиля - это информативная (передача новой информации) и воздействующая (оказание влияния на читателя, слушателя, убеждение, агитация). Основная цель публицистического текста, таким образом, - не только информировать адресата сообщения, но и оказать воздействие на его разум и чувства, настроить его определенным образом. Для публицистических текстов в большой мере характерны такие черты, как оценочность, призывность (явная или скрытая) и полемичность. Это выделяет его среди других стилей. Основные черты языка газеты: 1. Экономия языковых средств, лаконичность изложения (например, в газетной статье не встретишь длинных, пространных описаний какого-либо явления). 2. Общедоступность, доходчивость - поскольку газетный материал рассчитан на восприятие широких масс читателей. 3. Наличие лексики из других стилей в зависимости от тематики статьи. 4. Использование оценочных слов и выражений. 5. Выразительность, которая достигается за счет активного употребления экспрессивных языковых средств: восклицаний, риторических вопросов, эпитетов, метафор, сравнений, обращения к читателю, пословиц, поговорок, средств юмора и сатиры и т.д. 6. Разнообразие жанров: заметка, репортаж, интервью, путевая зарисовка, рекламная статья и др., - каждый из которых имеет свои стилевые особенности.
ВИДЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Рассмотрим некоторые разновидности (жанры) различных стилей языка. РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ. ЖАНРЫ СОБСТВЕННО НАУЧНОГО И НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО СТИЛЕЙ РЕЧИ
|