Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспектирование
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. · конспект-план, · конспект-схема, · текстуальный конспект. Подготовка конспекта включает следующие этапы: Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила: 1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные. 2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его. 3. Составить план - основу конспекта. 4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений. 5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении. 6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста. 7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений. 8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы. Тезисы Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы. 1. Преамбула. 2. Основное тезисное положение. 3. Заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. · Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: o использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых); o с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины); o использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). · Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов: · Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание; · Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: o Известно, что… o Следует отметить, что… o Однако… o При этом важно, что… o Предполагается, что… o Специалисты ставят своей задачей… Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: o Ставит вопрос… o Считает… o Сравнивает… o Приводит пример… o Перечисляет… o Характеризует… o Подчеркивает… Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Приведем пример тезисов. 1. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. 2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста. 3. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. 4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма. 5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
|