Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Опыт социологического изучения самопрезентации через автомобиль.






 

2.1. Мнения и оценки молодых людей об автомобиле, как средстве самопрезентации

 

Данное исследование характеризуется как теоретико-прикладное и описательное.

В качестве основного метода будет использован метод анкетирования, инструментом будет выступать анкета, состоящая из следующих блоков вопросов:

1) Общее отношение к автомобилям.

2) Предпочтения у респондентов по отношению к престижным автомобилям,

3) Общее отношение респондентов к авто тюнингу, и о стремлении владельца показать себя через необычное авто.

4) Вопросы, связанные с социально-демографическими характеристиками и с личным опытом эксплуатации автомобиля.

 

План выборки исследования.

 

Возраст Мужчины Женщины
Всего: 109148 % Анкеты Всего: 118203 % Анкеты
18-19            
20-29            
               

 

 

М: 20595+88553=109148

Ж: 22172+96031=118203

N=109148+118203

 

М: 109148*100% /227351=48%

100*48 / 100=48

P=0, 48

Ж: 118203*100% /227351=52%

100*52 /100=52

Q=0, 52

 

n=4*227351*0, 48*0, 52 /0, 01*227351+4*0, 48*0, 52=100

 

Ж: 100*0, 52=52

М: 123*0, 48=48

 

М(18-19): 20595*100% /109148=19%

М(20-29): 88553*100% /109148=81%

 

Ж(18-19): 22172*100% /118203=19%

Ж(20-29): 96031*100% /118203=81%

 

М(18-19): 20595 /109148=0, 2*48 /100=10

Ж(18-19) 22172 /118203=0, 2*52/ 100=10

 

М(20-29): 88553 /109148=0, 8*48 /100=38

Ж(20-29): 96031 /118203=0, 8*52 /100=42

 

Обоснование выборки

Выборка является квотной, представлена целевая выборка.

Ошибка выборки-5%

Гендерная совокупность-молодые люди в возрасте от 18 до 19 лет и от 20 до 29 лет.

По результатам выборки следует опросить 48 мужчин и 52 женщины.

Одной из главных задач исследования было выявить общее отношение молодежи к автотранспорту, одна треть респондентов ответили, как мы видим в таблице № 1, что автомобиль - это необходимое условие жизни в городе, иначе не будешь никогда и никуда успевать (31%), также большинство респондентов ответили, что автомобиль является важным элементом жизни каждого человека (27%). На ответ, что автомобиль-это постоянный риск и угроза попасть в аварии не ответило ни одного респондента, но в вопросе про риски и угрозы автомобилистов, этот ответ был второй по популярности, как представлено в таблице № 2.

Таблица № 1

Суждения, относительно автомобиля

Варианты ответов Ответы (в %)
  автомобиль является важным элементом жизни каждого человека;  
  автомобиль - это признак благополучия человека, его достатка;  
  автомобиль - это необходимое условие жизни в городе, иначе не будешь никогда и никуда успевать;  
  автомобиль - это роскошь, которую могут позволить себе немногие люди;  
  автомобиль - это источник загрязнения окружающей среды выхлопными газами;  
  автомобиль - это постоянный риск и угроза попасть в аварии;  
  автомобиль - это просто автомобиль и ничего больше сказать нельзя;  
  автомобиль - это возможность выгодно показать себя окружающим, сформировать при помощи него свой имидж;  
  не задумывался об этом;  
  другое  

 

 

Вторая задача исследования заключалась в выявлении основных достоинств и недостатков автомобилей. Ниже в таблице приведены ответы по недостаткам автомобиля. Большинство респондентов считают, что у автомобилистов выявляется гиподинамия, на втором месте по популярности стал ответ, что есть опасность травмирования, инвалидизации и смертности.

Таблица № 2

Опасности и угрозы вождения автомобиля

Варианты ответов Ответы (в %)
  считаю, что автомобильная зависимость может привести к гиподинамии (отсутствию двигательной активности);  
  считаю, что есть опасность травмирования, инвалидизации и смертности;  
  у такого человека больше риска подвергнуть свой организм отравлению газами, выхлопами, вредными веществами;  
  больше рисков оказаться втянутым в криминальные «разборки» на дорогах;  
  другое  
  Затрудняюсь ответить  

 

Таблице № 3 приведены результаты по положительным сторонам вождения автомобилей. Больше половины опрашиваемых ответили, что автомобиль создает удобство и комфортность передвижения (62%). Наименьший процент набрал ответ: удобен в сфере обслуживания (2%).

Таблица № 3

Положительные стороны вождения автомобиля

Варианты ответов Ответы (в %)
  в автомобиле есть свое личное пространство;  
  автомобиль создает удобство и комфортность передвижения;  
  независим от влияния плохих погодных условий  
  удобен в сфере обслуживания;  
  другое  
  затрудняюсь ответить  

 

Следующая задача, названная в программе как рейтинг наиболее привлекательных марок автомобилей среди современной молодежи. В таблице № 4 расписаны ответы опрошенных молодых людей по выбору престижных, отличающихся внешними характеристиками автомобилей. Видно, что ведущие марки авто среди молодых людей-Audi, BMW и Mercedes-Benz. Выбор этих машин можно предположить тем, что они все объединяют надежность, комфорность, плавность хода, длительную эксплуатацию и привлекательный дизайн. Самые низкие проценты получили такие автомобили, как Chevrolet, Citroen, Ford, Mazda и Nissan.

Таблица № 4

Рейтинг престижных автомобилей

Варианты ответов Ответы (в %)
  Audi  
  BMW  
  Chevrolet  
  Citroen  
  Ford  
  Mazda  
  Mercedes-Benz  
  Nissan  
  Subaru  
  Toyota  
  другое  
  затрудняюсь ответить  

 

В этой таблице представлен процент опрошенных по наиболее технически совершенными, надежными и практичными автомобилями. Так же как и по престижности наибольшие проценты набрали эти же марки автомобилей-Audi, BMW и Mercedes-Benz.Здесь наиболее меньший процент получила автомобиль Citroen (5%).

Таблица № 5

Рейтинг технически совершенных авто

Варианты ответов Ответы (в %)
  Audi  
  BMW  
  Chevrolet  
  Citroen  
  Ford  
  Mazda  
  Mercedes-Benz  
  Nissan  
  Subaru  
  Toyota  
  другое  
  затрудняюсь ответить  

 

Еще одна задача исследования заключалась в изучении основных психологических преимуществ, связанных с обладанием престижных марок автомобиля. Ниже в таблице представлен процент опрошенных респондентов по характеристикам человека, презентующего себя через автомобиль. Тридцать восемь процентов респондентов считают, что это стремление приобрести номер автомобиля, отличающего его от большинства иных авто, также по популярности ответов это те люди, кто много и часто говорит о своем авто; ставит себя высокомерно по отношению к другим людям, у которых автомобиль не вполне соответствует имиджу состоятельного человека; постоянно улучшает свой автомобиль с помощью тюнинга, стайлинга и т.д и у кого скорость и манера вождения демонстративная. Наиболее низкий процент получил ответ: не придает большого внимания утилитарным характеристикам автомобиля(10%).

Таблица № 6

Характеристики самопрезентации через автомобиль

Варианты ответов Ответы (в %)
много и часто говорит о своем авто;  
ставит себя высокомерно по отношению к другим людям, у которых автомобиль не вполне соответствует имиджу состоятельного человека;  
постоянно улучшает свой автомобиль с помощью тюнинга, стайлинга и т.д.;  
имеет или стремится приобрести автомобиль представительского класса;  
скорость и манера вождения носят нарочито демонстративный характер;  
большое количество фотографий со своим автомобилем;  
повышение самооценки среди окружающих связывает именно с наличием или отсутствием престижного автомобиля;  
стремится приобрести номер автомобиля, отличающего его от большинства иных авто;  
не придает большого внимания утилитарным характеристикам автомобиля (малые расходы на бензин, большая вместительность, мощность двигателя и т.д.);  
другое  
затрудняюсь ответить  

 

На вопрос «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» одна третья часть респондентов считает, что автомобиль предназначен только для передвижения (32%). Также тридцать процентов опрашиваемых ответили, что все зависит от класса автомобиля: чем лучше автомобиль, тем более он ориентирован на престижность, демонстрацию роскоши. На ответ, что автомобиль является не только средством передвижения, но и средством эффективной самопрезентации ответило всего лишь десять процентов.Это приведено в таблице ниже.

Таблица № 7

Автомобиль, как средство передвижения

Варианты ответов Ответы (в %)
да, я считаю, что автомобиль предназначен только для передвижения;  
нет, я считаю, что автомобиль является не только средством передвижения, но и средством эффективной самопрезентации, привлечения внимания к своей особе;  
всё зависит от класса автомобиля: чем лучше автомобиль, тем более он ориентирован на престижность, демонстрацию роскоши;  
одно не исключает другого: автомобиль и роскошь, и средство передвижения;  
не знаю, не могу оценить;  
другое  

 

Ответ на вопрос о причинах появления самопрезентации через автомобиль вызвано потребностью получать внимание окружающих по большинству опрошенных (43%). Шесть процентов респондентов считает, что вызвано потребностью просто тратить деньги, от того, что некоторые люди не знают куда их девать. Эти данные приведены в таблице № 8.

 

Таблица № 8

Причины появления самопрезентации через автомобиль

Варианты ответов Ответы (в %)
желанием сделать свой автомобиль более совершенным;  
потребностью конструировать собственный образ, имидж через необычное авто;  
потребностью получать внимание окружающих;  
просто потребностью тратить деньги (иногда люди не знают, куда их девать);  
модой, желанием подражать окружающим, ведь тюнинг автомобилей - это массовое явление;  
такой автомобиль проще найти при угоне;  
другое  
не знаю, чем вызвано  

 

 

На вопрос каким характеристикам должен соответствовать автомобиль больше половины опрашиваемых ответили, что автомобиль должно сочетать и имиджевые и практические характеристики (54%). 28% опрашиваемых ответили, что автомобиль должен соответствовать практическим характеристикам в первую очередь. Наименьший процент получил ответ: самое главное - автомобиль должен подходить владельцу по цене, а всё остальное не очень важно (4%). Это приведено в таблице ниже.

 

Таблица № 9

Отношение к характеристикам автомобиля в первую очередь

Варианты ответов Ответы (в %)
  я думаю, что имиджевым характеристикам (марка, тюнинг, цвет, уникальный номер, имидж салона);  
  я думаю, что практическим характеристикам (класс, мощность двигателя, расход топлива, тип привода, вместительность, вид трансмиссии);  
  автомобиль должен грамотно сочетать и те, и другие характеристики;  
  самое главное - автомобиль должен подходить владельцу по цене, а всё остальное не очень важно;  
  затрудняюсь ответить, ведь каждый человек сам решает, какие характеристики ему важны;  
  другое  
  затрудняюсь ответить  

 

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что более привлекательные марки авто для молодежи это марки германского автопрома (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen). Как видно по результатам гипотеза подтвердилась, и оказалась правильно выдвинутой.

Гипотеза, выдвинутая как предположение, что владение более дорогим автомобилем, повышает самооценку индивида и на психологическом уровне ставит себя по отношению к другим в более выигрышную позицию, частично подтвердилась, т.к этот ответ в опросе занимает 2 место по популярности.

Еще одна гипотеза была выдвинута о том, что особенности личностной самопрезентации будут связываться со следующими характеристиками: тюнинг, фотографирование с авто, объемное и качественное звучание музыки, номер автомобиля. Эта гипотеза также частично подтвердилась, т.к по таблице № 6 видно, что тюнинг и номера, отличающиеся от других авто занимают самые высокие проценты, а ответы- фотографирование с авто и установка автомузыки на более низкой позиции.

Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы: автотранспорт для большинства является только средством передвижения, а не средством эффективной самопрезентации, но также по опрошенным респондентам было выявлено, что автомобиль в лучшем случае должен сочетать эти 2 характеристики. Задачи, поставленные в начале исследования, решены с помощью предложенных выше методов, а именно: анкетный опрос и анализ документов. Цель достигнута путем следования решения задач.

 

2.2. Анализ престижной и имиджевой составляющей молодежи, самопрезентующих себя через авто (на основе анализа документов и экспертного опроса)

 

Для более глубокого изучения отношения молодых людей к автомобилю как к средству личной презентации и престижа мы выбрали следующие методы: контент анализа иконографических (фото) документов и метод экспертного опроса.

Базой контент-анализа стали фотоизображения людей с автомобилями. Общая совокупность фотографий – 100 фотоизображений. Изображения были взяты с тематического сайта в Интернет-пространстве (адрес: https://auto.ngs.ru/forum/board/auto/flat/1875175471/? fpart=1& per-page=50), а также изображения, размещенные в социальной сети Вконтакте.

Индикаторы анализа:

- производитель автомобиля;

- наличие или отсутствие тюнинга;

- класс автомобиля (представительский, средний, демократичный)

- пол героя;

- постановочный ракурс (на фоне автомобиля, внутри автомобиля, на кузове автомобиля, позади автомобиля);

- фиксация события (повседневное/праздничное).

Единицей анализа стало само изображение (фото).

Итак, перейдем к интерпретации данных по каждой выделенной категории.

Таблица № 10

Производитель автомобиля

Отечественный производитель Иномарка (иностранный производитель)
   

 

Таблица № 11

.Наличие тюнингованных средств

Тип тюнинга Количество фотографий
Аэрография    
Внешний тюнинг  
Использование виниловых наклеек  

 

Таблица № 12

Класс автомобиля

Представительский Средний Демократичный
     

 

Таблица № 13

Пол героя

Мужской Женский
   

Таблица № 14

Постановочный ракурс

На фоне автомобиля Внутри автомобиля На кузове автомобиля Позади автомобиля
       

Таблица № 15

Фиксация события

Повседневное событие Праздничное событие
   

 

Таблица № 16

Производитель автомобиля в зависимости от пола героя

Производитель автомобиля Пол
Мужской Женский
Отечественный производитель    
Иностранный производитель    

 

Таблица № 17

Класс автомобиля в зависимости от пола героя

Класс автомобиля Пол
Мужской Женский
Представительский    
Среднийй    
Демократичный    

 

 

Таблица № 18

Наличие тюнингованных средств, в зависимости от пола героя

Тип тюнинга Пол
Мужской Женский
Аэрография      
Внешний тюнинг    
Использование виниловых наклеек    

Таблица № 19

Постановочный ракурс в зависимости от пола героя

Поставочный ракурс Пол
Мужской Женский
На фоне автомобиля    
Внутри автомобиля    
На кузове автомобиля    
Позади автомобиля    

 

Таблица № 20

Фиксации события в зависимости от пола героя

Фиксация события Пол
Мужской Женский
Повседневное событие    
Праздничное событие    

 

 

Таблица № 21

Наличие тюнингованных средств в зависимости от производителя автомобиля

Тип тюнинга Производитель автомобиля
Отечественный Иностранный
Аэрография      
Внешний тюнинг    
Использование виниловых наклеек    

 

Таблица № 22

Наличие тюнингованных средств в зависимости от класса автомобиля

Тип тюнинга Класс автомобиля
Представительский Средний Демократичный
Аэрография        
Внешний тюнинг      
Использование виниловых наклеек      

 

Таблица № 23

Постановочный ракурс в зависимости от производителя автомобиля

Постановочный ракурс Производитель автомобиля
Отечественный Иностранный
На фоне автомобиля    
Внутри автомобиля    
На кузове автомобиля    
Позади автомобиля    

В качестве третьего метода, не менее важного в исследовании, был выбран метод экспертного опроса. Данный метод помог нам составить портрет покупателей, приобретающих различные марки автомобиля. Для экспертного опроса было выбрано пять автосалонов, где каждому специалисту отдела продаж задавалось по семь вопросов. Четыре автосалона были опрошены иностранных марок автомобилей, один салон отечественного производителя.

На вопрос о среднем возрасте покупателя автосалонов было выяснено, что покупатели старшего возраста, варьирующегося от 35 до 50 лет, приобретают автомобили иностранных марок. Покупатели автосалона отечественных авто это молодые люди. Это можно объяснить тем, что потребители старшего возраста достаточно обеспеченные люди, по сравнению с молодыми людьми.

Второй вопрос экспертного опроса заключался в портрете покупателей. Было установлено, что в трех салонах среднего класса потребители представляют собой в основном мужчин с малым бизнесом и со средним достатком. В автосалоне потребительского класса покупатели являются достаточно обеспеченными, солидными людьми, в большинстве имеющие свой бизнес.

В следующем вопросе нужно было выяснить, кто чаще приобретает авто, мужчины или женщины, и все менеджеры пяти автосалонов отметили, что безусловно это мужчины, также часто это семейные пары.

По выбору цвета автомобиля было выявлено, что в основном приобретают такие цвета, как белый и черный, где девушки больше склоняются к белому, мужчины к черному цвету.

В шестом вопросе нужно было выявить на что в первую очередь покупатели обращают свое внимание при выборе автомобиля, на имиджевые или утилитарные харктеристики, по результатам ответов можно сделать вывод, что в первую очередь покупатели интересуются ценой и дизайном, большое внимание потребители уделяют утилитарным характеристикам к автомобилям демократичного класса.

Заключение

 

Автомобиль нередко осматривается как символом особого престижа его владельца. На сегодняшний день для молодых людей престижно иметь свою собственную машину. Каждый из нас может сделать свой выбор автомобиля в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Автомобиль в жизни современного человека, в том числе и молодежи, является не только средством передвижения, но и выражением своей личности и своего достатка. Таким образом, тема приобретает особую актуальность и значимость в условиях культуры потребления, возрастания интереса к материальной и имиджевой составляющей жизни, потребностям людей к самопрезентации в условиях массовизации, усредняющей обычного человека. Наше исследование направлено на изучение отношения молодых людей к автомобилям как к средству личной презентации и престижа.

Одной из главных задач исследования было выявить общее отношение молодежи к автотранспорту, одна треть респондентов ответили, что автомобиль - это необходимое условие жизни в городе, иначе не будешь никогда и никуда успевать, также большинство респондентов ответили, что автомобиль является важным элементом жизни каждого человека. На ответ, что автомобиль-это постоянный риск и угроза попасть в аварии не ответило ни одного респондента, но в вопросе, про риски и угрозы автомобилистов, этот ответ был второй по популярности.

Следующая задача исследования заключалась в выявлении основных достоинств и недостатков автомобилей. Большинство респондентов считают, что у автомобилистов выявляется гиподинамия, на втором месте по популярности стал ответ, что есть опасность травмирования, инвалидизации и смертности. Мы выяснили, что по положительным сторонам вождения автомобилей больше половины опрашиваемых ответили, что автомобиль создает удобство и комфортность передвижения. Наименьший процент набрал ответ: удобен в сфере обслуживания.

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что более привлекательные марки автомобилей для молодых людей это марки германских производителей (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen). Как видно по результатам анкетного опроса гипотеза подтвердилась, и оказалась правильно выдвинутой.

Гипотеза, выдвинутая как предположение, что владение более дорогим автомобилем, повышает самооценку индивида и на психологическом уровне ставит себя по отношению к другим в более выигрышную позицию, частично подтвердилась, т.к этот ответ в анкетном опросе занимает 2 место по популярности.

Еще одна гипотеза была выдвинута о том, что особенности личностной самопрезентации будут связываться со следующими характеристиками, такими как: тюнинг, фотографирование с авто, объемное и качественное звучание музыки, номер автомобиля. Эта гипотеза также частично подтвердилась, т.к по результатам анкетного опроса видно, что тюнинг и номера, отличающиеся от других автомобилей занимают самые высокие проценты, а ответы - фотографирование с авто и установка автомузыки на более низкой позиции.

По результатам экспертного опроса мы определили портрет покупателей, приобретающих основные марки автомобилей. Основные результаты, которые мы получили в ходе данного метода таковы: в основном покупателями в автосалонах являются мужчины взрослого возраста, со средним достатком, имеющие солидный внешний вид.

Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы: автотранспорт для большинства является только средством передвижения, а не средством эффективной самопрезентации, но также по опрошенным респондентам было выявлено, что автомобиль в лучшем случае должен сочетать эти 2 характеристики. Задачи, поставленные в начале исследования, решены с помощью предложенных выше методов, а именно: анкетный опрос, анализ документов и экспертный опрос. Цель достигнута путем следования решения задач.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал