![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные технологии оценки персонала: управление по целям, управление по результатам, ассесмент-центр
а) Управление по целям - совместная постановка задач руководителем и сотрудником и оценка результатов их выполнения по прошествии отчетного периода. Типы задач:
Требования к задачам (SMART-критерии):
Показатели результативности:
Требования к критериям оценки:
б) Управление результативностью - постоянно развивающийся, гибкий процесс партнерского сотрудничества руководителей среднего звена и работников, направленный на достижение требуемых результатов. Цель – повышение результативности труда при помощи осуществления: • контроля за исполнением согласованных и утвержденных планов и задач; • контроля за соответствием полученных результатов стандартам качества; • контроля за соответствием демонстрируемой работниками профессиональной компетентности предъявляемым требованиям Принципы управления результативностью: ü Осуществляется линейными руководителями ü Акцент – на процессе согласования совместных целей и ценностей ü Подлежащий постоянному развитию процесс, индивидуальный для каждой конкретной организации и конкретного работника ü Касается всего персонала, а не какого-то отдельного звена руководителей Этапы УР ü Выработка согласованного видения целей и задач работником и его руководителем ü Совместное планирование ожидаемых результатов и индивидуального профессионального развития для их достижения ü Непрерывная оценка с целью решения возникающих проблем, коррекции ожидаемых результатов ü Ежегодная интегральная (общая) оценка с целью подведения итогов и принятия организационных решений в) Ассесмент-центр - многоуровневая стандартизованная система оценки потенциала кандидатов (сотрудников) Комплексный АС включает следующие процедуры:
Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности. Методы сохранения и повышения работоспособности персонала Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Специалистами предлагаются несколько классификаций работоспособности. По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответствующей «кривой»
Период врабатываемости (1) — стадия работоспособности, характерная для начала работы, когда работник, если можно так выразиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обеспечивая максимальных показателей в труде. Стадия оптимальной работоспособности (2) — период, характеризующийся стабильными максимальными показателями производительности, субъективным состоянием комфорта. Задача руководителей и специалистов, ответственных за организацию тру да персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжительности этой стадии. Период полной компенсации (3) — стадия, на которой начинает развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на заданном уровне достигается усилием воли. Причем если в начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание работоспособности обеспечивается волевой компенсацией, то в дальнейшем в период неустойчивой компенсации (4) — снижается и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии формируется чувство усталости. Конечный «порыв» (5) — стадия, характерная для высокомотивированной работы, на которой волевые усилия позволяют поднять снижающуюся производительность труда. Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы (6) — заключительный период. На рис. 8 показаны четыре кривые, обозначенные латинскими цифрами. I — уровень максимальных возможностей; отражает динамику производственного потенциала работника. II — уровень продуктивности деятельности, т.е. реальная производительность труда, измеряемая конкретными показателями. Это и есть собственно «кривая» работоспособности. III — уровень эмоционального напряжения, оцениваемого в относительных единицах. Обращает на себя внимание тот факт, что этот показатель растет вместе с появлением и ростом кривой IV — уровнем утомления. Это соотношение кривых отражает полученные в многочисленных экспериментах факты, говорящие о том, что для компенсации развивающегося утомления (начинающегося с третьей стадии) необходимы усилия эмоционально-волевой регуляции. Только в этом случае работоспособность может поддерживаться на приемлемом уровне.
Повышать или поддерживать работоспособность за счет предотвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятельности состояния возможно по трем основным направлениям. 1. Проведение профессионального медицинского и психологического отбора кандидатов на обучение конкретным профессиям и периодического медико-психологического освидетельствования специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить отрицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоянии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д. 2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особенностей и возможностей человека в системе «человек—машина— среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элементов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управления создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального состояния работника. Профилактике функциональных нарушений и снижения работоспособности способствуют создание оптимальных условий обитания на рабочем месте, использование эффективных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, формирование здорового психологического климата в коллективе и т.д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процессов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т.е. оптимизации процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высокой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, отдыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной загрузки обучающихся. 3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на человека, такие как индивидуальная регламентация профессиональной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, психогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы. Для некоторых профессий (водители транспорта, летчики, водолазы и др.) наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и поддержания работоспособности на высоком уровне является регламентация профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей конкретного специалиста. При таком подходе к организации режима труда, отдыха и питания, а также к планированию профессиональной нагрузки должны учитываться профессиональные, психологические, физиологические качества специалиста, его текущее функциональное состояние. Знание этих характеристик, а также особенностей, степени сложности предстоящей работы позволяет регламентировать деятельность таким образом, чтобы интенсивность нагрузки, периодичность, последовательность и длительность выполнения отдельных заданий, продолжительность отдыха обеспечивали выполнение рабочего задания, формирование, совершенствование и поддержание на должном уровне профессиональных навыков, функциональную тренировку организма и не вызывали нарушений функционального состояния.
|