Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ США






США – единственная страна, имеющая возможность осуществлять исследования и разработки по всему спектру направлений науки и техники. Уровень национальных расходов на развитие науки и техники в США превышает совокупные расходы всех остальных стран «большой 8» - более 260 млрд долл.

 

Научно-технический комплекс – особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике.

Основу инновационной способности американской экономики составляет значительный человеческий потенциал. Самая большая численность ученых и инженеров (5% от всех занятых), большинство имеет несколько ученых степеней. Наибольшую потребность американская экономика испытвает в специалистах по комп. наукам, наименьшую – по соц. дисциплинам.

 

· Занятость в сфере науки и техники

Количество рабочих мест, связанных с наукой и техникой, за последние 20 лет выросло более чем в 2, 5 раза. Наибольшее количество ученых и инжененров заняты в бизнесе. В исследовательских универ-ах работает большая часть докторов наук. В период 2000-2010 занятость в сфере науки и техники будут расти в 3 раза более высокими темпами, чем в экономике в целом. Основной прирост будет достигнут за счет клмпьютерных видов деятельности.

 

· Приток иностранных специалистов

Научно-технический комплекс США сегодня развивается в тесной связи с мировой наукой и техникой. США проводят активную политику приглашения известных, состоявшихся ученых и молодых, подающих надежды студентов и аспирантов. Наибольшее число специалистов прибывает из Индии, Китая, Филиппин и Германии. В 1990е гг. были приняты специальные законы, облегчающие получение постоянных виз ученым и инженерам.

 

· Состояние научно-технического образования

Высокоразвитая система образования и подготовки кадров. Основная ее цель – сохранение мирового лидерства в обучении специалистов для работы в условиях новой информационной экономики и глобализации. Наиболее востребованны знания и навыки в области математики и комп. дисциплин, понимание базовых концепций естественных наук и технологий. Ведущая общественная лоббистская организация «Национальный совет по науке и технике» выражает обеспокоенность способностью действующей системы образования обеспечиить достижение этой цели из-за сокращения численности населения студенческого возраста.

 

· Система научно-технического образования

В системе высшего образования страны сугубо американскими являются две ступени: коммунальные двухгодичные колледжи и исследовательские университеты (играют основную роль в подготовке ученых и инженеров). В 1990е гг в США наблюдалось устойчивое снижение интереса студентов к инженерным дисциплинам.

 

· Новые тенденции

Рост интереса молодежи к вопросам науки и техники, спад в области математики, физики и инженерных дисциплин. Бурное развитие новых форм образования: широкое использование комп. программ подготовки и Интернета.

 

 

· Наука и техника в системе высшего образования

Американские университеты и колледжиявляются центральным звеном всего н-т. комплекса США. Три ключевые функции университетов: 1) формирование нового знания; 2) подготовка кадров; 3) использование нового знания для создания инноваций. Ядром всей системы высшего образования являются 235 исследовательских универ-ов.

 

· Объемы финансирования и источники

Общие затраты университетов на науку и технику составляют более 30 млрд долл. и постоянно растут. Исторически университеты занимаются поиском решения крупных общенациональных проблем. В общенациональных расходах на науку и технику доля универ-ов в прикладных исследованиях составляет примерно 1/3, а в фундаментальных – порой превышает половину. 1. Основным источником средств для университетской науки является федеральный бюджет. В последние гг ХХ в. – процесс деградации научной инфраструктуры. Правительством были предприняты специальные программы по перестройке научно-технической инфраструктуры. 2. Второй источник – собственные средства. Гос. универ-ы используют собственные средства в три раза больше, чем частные. 3. Бюджеты штатов и местных органов власти. 4. Различного типа договоры с бинесом. 5. Дары частных лиц, гранты бесприбыльных фондов и организаций, добровольные пожертвования и т.п.

 

· Использование средств

Всего 3400 университетов, но 10 ведущих универ-ов выполняют 17% всех работ, 100 крупнейших универ-ов осваивают 80% всех расходов на науку в системе высшего образования. В конце ХХ в. основной акцент в исследованиях делался на науке о жизни (мед., биологические исследования). Вторые по важности – инженерные дисциплины. Значительно сократилось финансирование работв области экономики, политики, социальных наук. Отдельные агентства и ведомства федерального правительства направляют в исследовательские универ-ы целевые средства для финансирования приоритетных направлений.

 

· Государственные лаборатории и бесприбыльные организации

1) Лаборатории, созданные и полностью финансируемые государством для решения общенациональных задач. Всего около 700, наибольшее количество работает на министерство сх, самые крупные принадлежат министерству энергетики. Высокая эффективность в доведении научны результатов до коммерческих результатов. 2) Государственные лаборатории, управляемые универ-ами, бесприбыльными организациями, промышлеными фирмами. Юридически независимая структура. Позволяет использовать преимущества науки при универ-ах и проводить закрытые исследования. 3) Независимые исследовательские организации со статусом бесприбыльных.

 

· Частные инвестиции в науку и технику

Резкое расширение инвестиций коммерческих фирм в научно-техническую деятельность в формах непосредственных контрактных работ, организации собственных исследований и разработок внутри фирм. Новое законодательство позволило компаниям активно сотрудничать с универ-ами при сохранении коммерческой тайны и решении вопросов о правах на интеллектуальную собственность. Политика целенаправленного стимулирования бизнеса. Большая доля средств направляется в целевые исследования. Значительный рост расходов бизнеса на исследования, не связанные с промышленным производством.

 

· Конкурентоспособность на глобальных рынках

Тесная связь между объемом инвестиций в науку, технику и экономическими успехами отдельных стран. Организация экономического сотрудничества и развития выделяет 4 высокотехнологичные отрасли: 1. аэрокосмическая, 2. производство комп-ов и офисного оборудования, 3. телекоммуникации, 4. фармацетивка. Глобальные рынки высокотехнологичных продуктов растут быстрее других. США удерживают первые позиции в наукоемких отраслях. В сфере услуг к выскотехнологичным отнсят: 1. связь, 2. финансовые услуги, 3. услуги бизнесу, 4. образование, 5. здравоохранение. В торговле технологичными продуктами США поддерживают высокий уровень профицита. Примерно 75% всей торговли интеллектуальной собственностью идет между компаниями США и их отделениями. Множество патентов. В последние годы активное наступление на рынки США предпринимают Тайвань и Южная Корея.

 

· Роль ТНК

Большинство из ТНК базируются в США à приток научных знаний и технологий по внутрифирменным каналам в страну. Рост инвестиций иностранных компаний в работы исследовательских университетов. Тенденция характерна для глобальной промышленности, практически не отслеживается в сфере услуг. Стратегические альянсы и партнерства.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал