![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы 5 страница
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Существуют различные классификации. Мы приводим перечень управленческих функций в соответствии с уровнями системы управления. 1.Стратегический уровень: а) прогноз; б) планирование; 2. Тактический уровень: а) проектирование; б) организация; 3. Оперативный уровень: а) регулирование; б) учет; в) контроль; г) анализ. Прогноз обеспечивает формирование стратегических целей, определение мероприятий и с учетом ресурсов разработку стратегии деятельности учреждения. На ее основе планирование позволяет распределить мероприятия и ресурсы по срокам и ответственным. Функции тактического уровня- проектирование и организация позволяют его работникам, исходя из стратегии, разработать плановые задания по нижестоящим уровням и в соответствии с ними распределить все ресурсы. Функции оперативного уровня- регулирование, учет, контроль, анализ позволяют обеспечить эффективное исполнение и достижение текущих задач. Регулирование направленно на корректировку ситуации в случае сбоя. Она невозможна без учета, т.е. регистрации текущих значений различных показателей, контроля или сравнения их с плановыми величинами и анализа – определения отклонений, требующих исправления, т.е. принятия решения по корректировке. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ Самым простым определением термина «принцип» является «основное правило деятельности или руководящая идея». В настоящее время выделяют следующие группы принципов: 1). организационные принципы управления – они устанавливают ориентировочные (координационные, оперативные) задачи и цели усиления мотивации сотрудников; 2). принципы управления развития – они касаются взаимоотношений всех работников учреждения; 3). принципы управления организации – направлены на внешнюю среду и определяют имидж учреждения (авторитет, представительства учреждения). Примерами организационных принципов управления, представляющими ценность и сегодня, являются принципы управления, разработанные Файолем: 1). власть и ответственность; 2). единоначалие; 3). единство руководства; 4). централизация; 5). линейное управление; 6). порядок; 7). стабильность; 8). инициатива. К принципам управления развития можно отнести следующие принципы Файоле: 1). дисциплина; 2). справедливость; 3). подчинение индивидуальных интересов общим; 4). корпоративный дух («в единении сила»). 67. Экономика здравоохранения: предмет, определение, задачи. Особенности экономики здравоохранения как отраслевой науки.
Экономика здравоохранения - это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения. Цель экономики здравоохранения: изучение экономических отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности. Задачи: Первая группа задач определяет, какие услуги здравоохранения, кому и с использованием каких организационно-правовых форм надо оказывать. В плане решения этих проблем экономика здравоохранения рассматривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно - профилактического процесса. Прежде всего, необходимо выявить: состав потенциальных пациентов, структуру их потребностей в медицинских услугах, финансовые возможности и в зависимости от этого определить хозяйственный тип своей профессиональной деятельности. В конечном итоге, важно определить, какое медицинское учреждение в каждом конкретном случае организовывать целесообразнее всего. Например, учреждение, решая вопрос о предоставлении новой услуги населению (массаж, проведение ультразвуковых исследований, косметологические услуги и др.), должна определить потребность в этих видах услуг, порядок привлечения пациентов (реклама, договор с другими медицинскими учреждениями, промышленными предприятиями и т.д.), порядок оказания услуг (платные услуги, услуги по договорам обязательного или добровольного медицинского страхования). Вторая группа задач охватывает исследование ресурсной базы определенного вида медицинских услуг. В связи с этим экономика здравоохранения занимается изучением факторов хозяйственной деятельности в медицине (исследование материально-технической базы, выявление структуры подлежащих использованию ресурсов, определение состава и процентного соотношения основных и оборотных средств медицинского учреждения, особенностей их применения). Решается вопрос о кадровом обеспечении деятельности медицинского учреждения, определяется структура трудовых ресурсов и экономические формы привлечения квалифицированных специалистов к работе (трудовое соглашение, контракт, основное место работы или работа по совместительству, уровень оплаты труда и т.д.). Третья группа задач связана с оплатой оказываемых услуг. Экономика здравоохранения использует различные возможности и виды инвестиционного процесса в данной отрасли. Свои средства в обеспечение функционирования и развития здравоохранения вкладывают следующие группы инвесторов: - государство; - страховые медицинские организации; - сами пациенты. Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и системы финансирования здравоохранения: - бюджетная; - страховая; - частная. С внедрением системы обязательного медицинского страхования, в Российской Федерации сформирован механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования здравоохранения. Четвертая группа задач предопределяет ожидаемые результаты профессиональной и экономической деятельности. При этом необходимо иметь представление об экономической оптимизации, т.е. путях рационального использования: - факторов медицинского труда; - денежных средств; - привлеченных работников различных специальностей и квалификации. Пятая группа задач связана с определением полученного (фактического) результата деятельности лечебно-профилактического учреждения. Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли. Эта нормативная база используется в следующих целях: - во-первых, для определения стартовых условий функционирования того или иного лечебно-профилактического учреждения; - во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного медицинского учреждения или частнопрактикующего врача; - в-третьих, система показателей применяется не только для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных параметров деятельности медицинского учреждения; - в-четвертых, такой же анализ может быть осуществлен применительно к отрасли в целом, подотрасли или региону; - в-пятых, зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов, можно в целом определить изменение в состоянии здоровья населения или группы пациентов и осуществить социально-экономические коррективы. Шестая группа задач состоит в управлении экономическими процессами в медицинских учреждениях. Экономическая деятельность должна быть управляемой и заключается в степени и условиях управляемости, а также в методах осуществления управленческой деятельности. Методы экономики здравоохранения. Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов познания: 1. Анализ и синтез. 2. Математические и статистические. 3. Балансовый. 4. Прогнозирование. 5. Экспериментальный. Анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, то есть происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее, для выявления наиболее существенных закономерностей. Математические и статистические методы помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохранения исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета. Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения между какими-либо составляющими, например: между потребностями и возможностями их удовлетворения (в том или ином виде медицинских услуг, медицинской технике, финансовых ресурсах); между доходной и расходной частями бюджета и т.д. Метод прогнозирования представляет научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, потребности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д. Прогнозирование является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть проблемы, которые потребуется решить для достижения каких-либо целей. Экспериментальный метод представляет собой поиск тех или иных форм повышения эффективности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений и имеет большое практическое значение. Предметом изучения экономики здравоохранения является - экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг.
Причины выделения экономики здравоохранения в самостоятельную науку:
Отраслевые экономические науки:
Прикладные экономические науки:
Специальные экономические науки:
68. Экономика здравоохранения. Уровни экономических отношений. Экономика здравоохранения - это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения. Иерархические уровни экономических отношений в здравоохранении:
Уровни изучения экономики здравоохранения:
Макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом, и с другими отраслями народного хозяйства. Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного ЛПУ, предприятия, его звеньев и структур. На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения. На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями хозяйства. Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе. На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения. Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур. На микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной политики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соответствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохранении. 69. Основные источники финансирования системы здравоохранения в современных условиях. «Финансирование» означает обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства медицинской помощи гражданам страны. Все финансовые средства ЛПУ можно разделить по нескольким принципам: 1. По источникам формирования – внутренние и внешние; 2. По срокам – долгосрочные (в форме основных средств) и краткосрочные (для текущей деятельности); 3. По принадлежности – собственные и заемные. К внешним источникам относятся: 1. Консолидированный бюджет всех уровней; 2. Средства ОМС; 3. Средства ДМС; 4. Благотворительные взносы; 5. Средства, полученные по договорам с предприятиями; 6. Кредиты и займы других организаций. К внутренним источникам относятся: 1. Доходы от платных медицинских услуг; 2. Экономия собственных средств; 3. Сдача оборудования и помещений в аренду; 4. Доплата больными за предоставление дополнительных услуг немедицинского характера (комфортных палат и т.п.); 5. Доходы с подсобного хозяйства; 6. Реализация научной продукции. Здравоохранение финансируется по остаточному принципу, в эту отрасль идет определенная часть от валового национального продукта (ВНП). Сейчас этот показатель в РФ находится в пределах 3–4%, что крайне недостаточно. По опыту ряда экономически развитых стран удельный вес ВНП, идущего на оказание медицинской помощи населению, должен быть не менее 10–12%. Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих: 1) средства, поступающие из бюджетов всех уровней; 2) средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС); 3) внебюджетные средства, средства от добровольного медицинского страхования — ДМС (индивидуального и группового), благотворительные фонды, личные средства граждан, кредиты банков, прибыль от ценных бумаг, средства спонсоров и другие источники, не запрещенные законом. Финансирование из бюджетов всех уровней: Бюджет — это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц). Бюджетным считается календарный год с 1 января по 31 декабря. В соответствии с бюджетным кодексом и бюджетной системой РФ существует 3 уровня бюджетов: 1) федеральный; 2) бюджет субъектов Российской Федерации (краев, областей, округов); 3) муниципальный - органов местного самоуправления (городской, районный, поселковый). Бюджетная классификация: — это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования. В соответствии с бюджетным кодексом, как в доходной, так и в расходной части бюджета выделяется несколько видов классификации. Для бюджетного здравоохранения особое значение имеют функциональная и экономическая классификация. Функциональная классификация — это группировка расходов бюджетов всех уровней, она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она имеет несколько уровней: 1. Первый уровень - раздел — направление бюджетных средств на определенную отрасль хозяйства «Здравоохранение и физическая культура» — это 17-й раздел. 2. Второй уровень — подраздел. Характеризует конкретное направление бюджетных средств в пределах раздела. Например, это подразделы здравоохранение, санитарно-эпидемиологическая служба, физическая культура и спорт. 3. Третий уровень — это целевая статья. Она указывает на финансирование расходов в пределах подраздела (лечебно-профилактические учреждения, высшее медицинское образование, наука и др.). 4. Четвертый уровень — это вид расходов. Он означает вид медицинского учреждения (ранее это называлось параграфом). Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне Из федерального бюджета финансируются: 1) Федеральные центры и научно-исследовательские институты. 2) Федеральные целевые программы. Например, «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и т. д. 3) Федеральные реабилитационные центры. В Федеральных НИИ и центрах оказывается высококвалифицированная специализированная и дорогостоящая медицинская помощь. Чтобы этой помощью могли воспользоваться жители всех субъектов Российской Федерации, с 2000 г. введен принцип квотирования (каждому субъекту РФ определяется в год число лиц, направленных на операции, на лечение, на консультации), что представляется социально справедливым. Финансирование из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов 1) специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические, трахоматозные и специализированные психиатрические больницы; 2) дома ребенка, детские санатории системы здравоохранения; 3) центры по профилактике и лечению СПИДа, ВИЧ-инфицированных; 4) станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови; 5) бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомическое бюро; 6) центры медицинской профилактики, бюро медицинской статистики, врачебно-физкультурные диспансеры; 7) участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, хосписы, больницы сестринского ухода; 8) отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация); 9) помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф; 10) медицинская помощь при врожденных пороках развития, хромосомных нарушениях у детей, нарушениях, возникших в перинатальном периоде. Также из местного бюджета финансируются расходы: 1) профессиональная подготовка и переподготовка кадров; 2) приобретение дорогостоящего медицинского оборудования; 3) финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение по утвержденному департаментом здравоохранения администрации области перечню; 4) научные исследования; 5) капитальные ремонты и государственные капитальные вложения (развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения); 6) бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан по утвержденному перечню (перечень периодически пересматривается); 7) оплата проезда больных, направленных в установленном порядке в учреждения здравоохранения Федерального уровня и научно-исследовательские институты; 8) зубное, ушное, глазное протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке; 9) дорогостоящие виды медицинской помощи, сверх квот. Финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет целевых обязательных платежей страхователей: 1. Из бюджетов субъектов Российской Федерации отчисляются средства на ОМС за неработающее население (детей, учащихся, студентов, пенсионеров, безработных и т.д.) 2. Плательщиками страховых взносов ОМС за работающих граждан являются работодатели. Тарифы страховых взносов устанавливаются на федеральном уровне и включены в единый социальный налог. Отчисления на ОМС составляют 3, 1% заработной платы, 2, 0% в территориальный фонд и 1, 1% в Федеральный фонд ОМС. В настоящее время существуют следующие основные способы финансирования (оплаты за оказанные услуги) стационарного звена: - по числу фактически проведенных больным койко-дней и стоимости одного койко-дня; - по средней стоимости лечения больного в стационаре; - по средней стоимости лечения больного в конкретном отделении; - по профилю коек; - по клинико-статистическим группам (КСГ); - по нозологиям согласно МКБ, исходя из стоимости одного койко-дня; - по медико-экономическим стандартам и т.д. На сегодняшний день можно назвать четыре варианта организации ОМС в различных субъектах Федерации. 1. Средства от страхователей поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует собранные средства и по заключении договоров со СМО переводит этим организациям причитающиеся им доли на финансирование ОМС. СМО непосредственно работают с медицинскими учреждениями и населением. Встречается в 19 субъектах Российской Федерации, охватывающих более 30% населения: города Москвы, Санкт–Петербурга, Вологодскую, Московскую, Калининградскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Ставропольский край и некоторые другие. 2. Второй вариант представляет комбинированную систему ОМС. Страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС. Это наиболее распространенная схема организации ОМС, которая охватывает 36 субъектов РФ, на 44, 8% населения. 3. Третий вариант характерен полным отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организации. Их функции взяли на себя ТФОМС и их филиалы. Такая организация ОМС сложилась в 17 субъектах РФ и охватывает 15% населения. Выполнение ТФОМС всех функций в рамках ОМС предлагается многими специалистами в качестве основного принципа возможного реформирования ОМС. 4. Четвертый вариант характеризуется отсутствием в регионах ОМС как такового в принципе. В этих субъектах РФ ОМС выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Распоряжаются же собранными средствами местные органы управления здравоохранения, напрямую финансируя медицинские учреждения. Такое положение характерно для 17 регионов, которыми охватывает 9, 2% населения страны. Финансирование системы добровольного медицинского страхования (ДМС) Финансовые средства системы ДМС формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном — граждане. Размеры взносов устанавливаются по соглашению сторон (страхователя и страховщика). ДМС финансируется из собственных средств предприятий и относится на себестоимость производимых товаров (или услуг). Такое положение дел очень выгодно предприятиям и организациям, так как последние обеспечивают предоставление медицинской помощи своим работникам сверх программы ОМС. Финансирование за счет личных средств граждан На основе личных средств граждан может быть реализована: 1. система организованных плат (по программам добровольного медицинского страхования), 2. система неорганизованных плат (по счетам или через кассу медицинского учреждения). Медицинские услуги, оплачиваемые из личных средств у граждан, относятся к разряду платных медицинских услуг. При этом под личными средствами граждан понимаются средства граждан, добровольно отчисляемые ими из своих личных доходов на оплату медицинской помощи и услуг. Из личных средств граждан оплачиваются только те медицинские услуги, которые не включены в перечень гарантированных государством видов медицинской помощи и услуг, оплачиваемых из средств бюджета или из внебюджетных источников, или услуги, оказываемые по желанию граждан. Перечень платных медицинских услуг определяется специальным документом на каждой территории – прейскурантом цен, который утверждается главой местной администрации. 70. Основные системы организации здравоохранения в зарубежных странах: преимущества и недостатки. В мире с точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить 4 основные принципиальные системы здравоохранения: n 1) Национальную (бевериджскую) n 2) Страховую (бисмаркскую) n 3) Государственную (Семашко) n 4) Частную (платную) Страховая система n Была создана канцлером Германии Отто фон Бисмарком в 1881 г. и служила целям укрепления здоровья простых рабочих, т.к. они являлись потенциальными военнослужащими. n Система Бисмарка представляла собой программу страхования рабочих и их семей и базировалась на двух законах: n 1) Закон о компенсациях работникам железной дороги (1838) n 2) Закон о шахтерских обществах (1854) n Германия, Голландия, Австрия, Франция, Бельгия, Япония, Швейцария n основана на принципах общественной солидарности, так как целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы. n Объем медицинской помощи не зависит от материального достатка и размеров страховых взносов, в результате чего богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Страховая система тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным – возможность выбора врача и ЛПУ. n Финансирование подобных систем осуществляется из трёх источников: 1) Страховые взносы предпринимателей – отчисления от доходов (налогов); 2) Заработки трудящихся – отчисления из фонда заработной платы; 3) Средства государственного бюджета; n Преимущества: -гарантируются равные права для населения в оказании медицинской помощи; -обеспечивается стабильное финансирование медицины, так как ОМС является целевым налогом. Кроме того, ставки взносов на социальное страхование в западных странах неуклонно растет; -страховые фонды формируются на децентрализованной основе, что дает возможность местным властям самостоятельно определять условия финансирования и размеры льгот, а также перераспределять средства в пользу отдельных программ с учетом региональных особенностей; -так как предприятия принимают прямое участие в формировании страховых фондов, то предприниматели материально заинтересованы «в здоровом работнике», потому что плохие условия труда, вредные производства повлекут за собой дополнительные налоговые изъятия, штрафы и более высокую ставку страховых взносов. Недостатки: -высокий уровень администратвно-хозяственных расходов (особенно много тратится на документооборот и информатизацию);
|