Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы 5 страница






ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Существуют различные классификации. Мы приводим перечень управленческих функций в соответствии с уровнями системы управления.

1.Стратегический уровень:

а) прогноз;

б) планирование;

2. Тактический уровень:

а) проектирование;

б) организация;

3. Оперативный уровень:

а) регулирование;

б) учет;

в) контроль;

г) анализ.

Прогноз обеспечивает формирование стратегических целей, определение мероприятий и с учетом ресурсов разработку стратегии деятельности учреждения. На ее основе планирование позволяет распределить мероприятия и ресурсы по срокам и ответственным.

Функции тактического уровня- проектирование и организация позволяют его работникам, исходя из стратегии, разработать плановые задания по нижестоящим уровням и в соответствии с ними распределить все ресурсы.

Функции оперативного уровня- регулирование, учет, контроль, анализ позволяют обеспечить эффективное исполнение и достижение текущих задач.

Регулирование направленно на корректировку ситуации в случае сбоя. Она невозможна без учета, т.е. регистрации текущих значений различных показателей, контроля или сравнения их с плановыми величинами и анализа – определения отклонений, требующих исправления, т.е. принятия решения по корректировке.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Самым простым определением термина «принцип» является «основное правило деятельности или руководящая идея».

В настоящее время выделяют следующие группы принципов:

1). организационные принципы управления – они устанавливают ориентировочные (координационные, оперативные) задачи и цели усиления мотивации сотрудников;

2). принципы управления развития – они касаются взаимоотношений всех работников учреждения;

3). принципы управления организации – направлены на внешнюю среду и определяют имидж учреждения (авторитет, представительства учреждения).

Примерами организационных принципов управления, представляющими ценность и сегодня, являются принципы управления, разработанные Файолем:

1). власть и ответственность;

2). единоначалие;

3). единство руководства;

4). централизация;

5). линейное управление;

6). порядок;

7). стабильность;

8). инициатива.

К принципам управления развития можно отнести следующие принципы Файоле:

1). дисциплина;

2). справедливость;

3). подчинение индивидуальных интересов общим;

4). корпоративный дух («в единении сила»).

67. Экономика здравоохранения: предмет, определение, задачи. Особенности экономики здравоохранения как отраслевой науки.

 

Экономика здравоохранения - это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения.

Цель экономики здравоохранения: изучение экономических отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Задачи:

Первая группа задач определяет, какие услуги здравоохране­ния, кому и с использованием каких организационно-правовых форм надо ока­зывать. В плане решения этих проблем экономика здравоохранения рассмат­ривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно - профилактического процесса. Прежде всего, необходимо выявить: состав по­тенциальных пациентов, структуру их потребностей в медицинских услугах, финансовые возможности и в зависимости от этого определить хозяйственный тип своей профессиональной деятельности. В конечном итоге, важно опреде­лить, какое медицинское учреждение в каждом конкретном случае организо­вывать целесообразнее всего. Например, учреждение, решая вопрос о предоставле­нии новой услуги населению (массаж, проведение ультразвуковых исследова­ний, косметологические услуги и др.), должна определить потребность в этих видах услуг, порядок привлечения пациентов (реклама, договор с другими медицинскими учреждениями, промышленными предприятиями и т.д.), поря­док оказания услуг (платные услуги, услуги по договорам обязательного или доб­ровольного медицинского страхования).

Вторая группа задач охватывает исследование ресурсной базы опреде­ленного вида медицинских услуг. В связи с этим экономика здравоохранения занимается изучением факторов хозяйственной деятельности в медицине (исследование материально-технической базы, выявление структуры подлежащих использованию ресурсов, определение состава и процентного соотношения основных и оборотных средств медицинского учреждения, особенностей их применения). Решается вопрос о кадровом обеспечении деятельности медицинского учреждения, определяется структура трудовых ресурсов и эконо­мические формы привлечения квалифицированных специалистов к работе (трудовое соглашение, контракт, основное место работы или работа по со­вместительству, уровень оплаты труда и т.д.).

Третья группа задач связана с оплатой оказываемых услуг. Экономика здравоохранения использует различные возможности и виды инвестиционного процесса в данной отрасли. Свои средства в обеспечение функционирования и развития здравоохранения вкладывают следующие группы инвесторов:

- государство;

- страховые медицинские организации;

- сами пациенты.

Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и системы фи­нансирования здравоохранения:

- бюджетная;

- страховая;

- частная.

С внедрени­ем системы обязательного медицинского страхования, в Российской Федерации сформирован механизм смешанного бюджетно-страхового фи­нансирования здравоохранения.

Четвертая группа задач предопределяет ожидаемые результаты профессиональной и экономической деятельности. При этом необходимо иметь представление об экономической оптимиза­ции, т.е. путях рационального использования:

- фак­торов медицинского труда;

- денежных средств;

- привлеченных работников различных специальностей и квалификации.

Пятая группа задач связана с определением полученного (фактического) результата деятельности лечебно-профилактического учреждения. Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактиче­ские результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здра­воохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрас­ли.

Эта нормативная база используется в следующих целях:

- во-первых, для определения стартовых условий функционирования того или иного лечебно-профилактического учреждения;

- во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного медицинского учреждения или част­нопрактикующего врача;

- в-третьих, система показателей применяется не толь­ко для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных параметров деятельности медицинского учреждения;

- в-четвертых, такой же анализ может быть осущест­влен применительно к отрасли в целом, подотрасли или региону;

- в-пятых, зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов, можно в целом определить изменение в состоянии здоро­вья населения или группы пациентов и осуществить социально-экономические коррективы.

Шестая группа задач состоит в управлении экономическими процессами в медицинских учреждениях. Экономическая деятельность должна быть управляемой и заключается в степени и условиях управляемости, а также в методах осуществления управленческой деятельности.

Методы экономики здравоохранения. Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов позна­ния:

1. Анализ и синтез.

2. Математические и статистические.

3. Балансовый.

4. Прогнозирование.

5. Экспериментальный.

Анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, то есть происходит расчлене­ние исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее, для выявления наиболее существенных закономерностей.

Математические и статистические методы помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохране­ния исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реаль­ные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализи­руемого предмета.

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономи­ческих расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения между какими-либо составляющими, например: между потребностями и возможностями их удовлетворения (в том или ином виде медицинских услуг, медицинской технике, финансовых ресурсах); между доходной и расходной частями бюджета и т.д.

Метод прогнозирования представляет научное предвиде­ние наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, по­требности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д. Прогнозирова­ние является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть про­блемы, которые потребуется решить для достижения каких-либо целей.

Экспериментальный метод представляет собой поиск тех или иных форм повышения эффектив­ности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдель­ных медицинских учреждений и имеет большое практическое значение.

Предметом изучения экономики здравоохранения является - экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг.

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Как использовать произведенный продукт?

Как достигнуть баланса между производством и потреблением?

Причины выделения экономики здравоохранения в самостоятельную науку:

1 – здравоохранение сформировалось в крупнейшую отрасль хозяйства страны;

2 – увеличился объем предлагаемых медицинских услуг и соответственно спрос на них;

3 – изменились роль и место здравоохранения в системе общественного производства;

4 – здравоохранение стало рассматриваться как перспективная отрасль инвестиций.

Отраслевые экономические науки:

Экономика здравоохранения;

Экономика промышленности;

Экономика транспорта;

Экономика строительства и т.д.

Прикладные экономические науки:

Бухгалтерский учет;

Финансы и кредит;

Менеджмент;

Маркетинг.

Специальные экономические науки:

Экономическая география;

Экономическая история;

История экономических

Экономическая статистика;

Хозяйственное право.

68. Экономика здравоохранения. Уровни экономических отношений.

Экономика здравоохранения - это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения.

Иерархические уровни экономических отношений в здравоохранении:

Метаэкономический (мировой);

Макроэкономический (федеральный);

Медиумэкономический (региональный);

Микроэкономический (учрежденческий).

Уровни изучения экономики здравоохранения:

макроэкономика;

микроэкономика;

мидиэкономика.

Макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом, и с другими отраслями народного хозяйства.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного ЛПУ, предприятия, его звеньев и структур.

На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках на­циональной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непо­средственно связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодейст­вие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с други­ми отраслями хозяйства.

Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.

На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функ­циональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдель­ного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной поли­тики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соот­ветствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохра­нении.

69. Основные источники финансирования системы здравоохранения в современных условиях.

«Финансирование» означает обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства медицинской помощи гражданам страны.

Все финансовые средства ЛПУ можно разделить по нескольким принципам:

1. По источникам формирования – внутренние и внешние;

2. По срокам – долгосрочные (в форме основных средств) и краткосрочные (для текущей деятельности);

3. По принадлежности – собственные и заемные.

К внешним источникам относятся:

1. Консолидированный бюджет всех уровней;

2. Средства ОМС;

3. Средства ДМС;

4. Благотворительные взносы;

5. Средства, полученные по договорам с предприятиями;

6. Кредиты и займы других организаций.

К внутренним источникам относятся:

1. Доходы от платных медицинских услуг;

2. Экономия собственных средств;

3. Сдача оборудования и помещений в аренду;

4. Доплата больными за предоставление дополнительных услуг немедицинского характера (комфортных палат и т.п.);

5. Доходы с подсобного хозяйства;

6. Реализация научной продукции.

Здравоохранение финансируется по остаточному принципу, в эту отрасль идет определенная часть от валового национального продукта (ВНП).

Сейчас этот показатель в РФ находится в пределах 3–4%, что крайне недостаточно.

По опыту ряда экономически развитых стран удельный вес ВНП, идущего на оказание медицинской помощи населению, должен быть не менее 10–12%.

Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

1) средства, поступающие из бюджетов всех уровней;

2) средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

3) внебюджетные средства, средства от добровольного медицинского страхования — ДМС (индивидуального и группового), благотворительные фонды, личные средства граждан, кредиты банков, прибыль от ценных бумаг, средства спонсоров и другие источники, не запрещенные законом.

Финансирование из бюджетов всех уровней:

Бюджет — это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Бюджетным считается календарный год с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с бюджетным кодексом и бюджетной системой РФ существует 3 уровня бюджетов:

1) федеральный;

2) бюджет субъектов Российской Федерации (краев, областей, округов);

3) муниципальный - органов местного самоуправления (городской, районный, поселковый).

Бюджетная классификация:

— это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования.

В соответствии с бюджетным кодексом, как в доходной, так и в расходной части бюджета выделяется несколько видов классификации.

Для бюджетного здравоохранения особое значение имеют функциональная и экономическая классификация.

Функциональная классификация — это группировка расходов бюджетов всех уровней, она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Она имеет несколько уровней:

1. Первый уровень - раздел — направление бюджетных средств на определенную отрасль хозяйства «Здравоохранение и физическая культура» — это 17-й раздел.

2. Второй уровень — подраздел. Характеризует конкретное направление бюджетных средств в пределах раздела. Например, это подразделы здравоохранение, санитарно-эпидемиологическая служба, физическая культура и спорт.

3. Третий уровень — это целевая статья. Она указывает на финансирование расходов в пределах подраздела (лечебно-профилактические учреждения, высшее медицинское образование, наука и др.).

4. Четвертый уровень — это вид расходов. Он означает вид медицинского учреждения (ранее это называлось параграфом).

Финансирование здравоохранения на федеральном (государственном) уровне

Из федерального бюджета финансируются:

1) Федеральные центры и научно-исследовательские институты.

2) Федеральные целевые программы. Например, «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и т. д.

3) Федеральные реабилитационные центры.

В Федеральных НИИ и центрах оказывается высококвалифицированная специализированная и дорогостоящая медицинская помощь.

Чтобы этой помощью могли воспользоваться жители всех субъектов Российской Федерации, с 2000 г. введен принцип квотирования (каждому субъекту РФ определяется в год число лиц, направленных на операции, на лечение, на консультации), что представляется социально справедливым.

Финансирование из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов

1) специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические, трахоматозные и специализированные психиатрические больницы;

2) дома ребенка, детские санатории системы здравоохранения;

3) центры по профилактике и лечению СПИДа, ВИЧ-инфицированных;

4) станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови;

5) бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомическое бюро;

6) центры медицинской профилактики, бюро медицинской статистики, врачебно-физкультурные диспансеры;

7) участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты, хосписы, больницы сестринского ухода;

8) отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация);

9) помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф;

10) медицинская помощь при врожденных пороках развития, хромосомных нарушениях у детей, нарушениях, возникших в перинатальном периоде.

Также из местного бюджета финансируются расходы:

1) профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

2) приобретение дорогостоящего медицинского оборудования;

3) финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение по утвержденному департаментом здравоохранения администрации области перечню;

4) научные исследования;

5) капитальные ремонты и государственные капитальные вложения (развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения);

6) бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан по утвержденному перечню (перечень периодически пересматривается);

7) оплата проезда больных, направленных в установленном порядке в учреждения здравоохранения Федерального уровня и научно-исследовательские институты;

8) зубное, ушное, глазное протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке;

9) дорогостоящие виды медицинской помощи, сверх квот.

Финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет целевых обязательных платежей страхователей:

1. Из бюджетов субъектов Российской Федерации отчисляются средства на ОМС за неработающее население (детей, учащихся, студентов, пенсионеров, безработных и т.д.)

2. Плательщиками страховых взносов ОМС за работающих граждан являются работодатели. Тарифы страховых взносов устанавливаются на федеральном уровне и включены в единый социальный налог. Отчисления на ОМС составляют 3, 1% заработной платы, 2, 0% в территориальный фонд и 1, 1% в Федеральный фонд ОМС.

В настоящее время существуют следующие основные способы финансирования (оплаты за оказанные услуги) стационарного звена:

- по числу фактически проведенных больным койко-дней и стоимости одного койко-дня;

- по средней стоимости лечения больного в стационаре;

- по средней стоимости лечения больного в конкретном отделении;

- по профилю коек;

- по клинико-статистическим группам (КСГ);

- по нозологиям согласно МКБ, исходя из стоимости одного койко-дня;

- по медико-экономическим стандартам и т.д.

На сегодняшний день можно назвать четыре варианта организации ОМС в различных субъектах Федерации.

1. Средства от страхователей поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует собранные средства и по заключении договоров со СМО переводит этим организациям причитающиеся им доли на финансирование ОМС. СМО непосредственно работают с медицинскими учреждениями и населением.

Встречается в 19 субъектах Российской Федерации, охватывающих более 30% населения: города Москвы, Санкт–Петербурга, Вологодскую, Московскую, Калининградскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Ставропольский край и некоторые другие.

2. Второй вариант представляет комбинированную систему ОМС. Страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС. Это наиболее распространенная схема организации ОМС, которая охватывает 36 субъектов РФ, на 44, 8% населения.

3. Третий вариант характерен полным отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организации. Их функции взяли на себя ТФОМС и их филиалы. Такая организация ОМС сложилась в 17 субъектах РФ и охватывает 15% населения. Выполнение ТФОМС всех функций в рамках ОМС предлагается многими специалистами в качестве основного принципа возможного реформирования ОМС.

4. Четвертый вариант характеризуется отсутствием в регионах ОМС как такового в принципе. В этих субъектах РФ ОМС выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Распоряжаются же собранными средствами местные органы управления здравоохранения, напрямую финансируя медицинские учреждения. Такое положение характерно для 17 регионов, которыми охватывает 9, 2% населения страны.

Финансирование системы добровольного медицинского страхования (ДМС)

Финансовые средства системы ДМС формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном — граждане.

Размеры взносов устанавливаются по соглашению сторон (страхователя и страховщика).

ДМС финансируется из собственных средств предприятий и относится на себестоимость производимых товаров (или услуг). Такое положение дел очень выгодно предприятиям и организациям, так как последние обеспечивают предоставление медицинской помощи своим работникам сверх программы ОМС.

Финансирование за счет личных средств граждан

На основе личных средств граждан может быть реализована:

1. система организованных плат (по программам добровольного медицинского страхования),

2. система неорганизованных плат (по счетам или через кассу медицинского учреждения).

Медицинские услуги, оплачиваемые из личных средств у граждан, относятся к разряду платных медицинских услуг. При этом под личными средствами граждан понимаются средства граждан, добровольно отчисляемые ими из своих личных доходов на оплату медицинской помощи и услуг.

Из личных средств граждан оплачиваются только те медицинские услуги, которые не включены в перечень гарантированных государством видов медицинской помощи и услуг, оплачиваемых из средств бюджета или из внебюджетных источников, или услуги, оказываемые по желанию граждан.

Перечень платных медицинских услуг определяется специальным документом на каждой территории – прейскурантом цен, который утверждается главой местной администрации.

70. Основные системы организации здравоохранения в зарубежных странах: преимущества и недостатки.

В мире с точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить 4 основные принципиальные системы здравоохранения:

n 1) Национальную (бевериджскую)‏

n 2) Страховую (бисмаркскую)‏

n 3) Государственную (Семашко)‏

n 4) Частную (платную)‏

Страховая система

n Была создана канцлером Германии Отто фон Бисмарком в 1881 г. и служила целям укрепления здоровья простых рабочих, т.к. они являлись потенциальными военнослужащими.

n Система Бисмарка представляла собой программу страхования рабочих и их семей и базировалась на двух законах:

n 1) Закон о компенсациях работникам железной дороги (1838)‏

n 2) Закон о шахтерских обществах (1854)‏

n Германия, Голландия, Австрия, Франция, Бельгия, Япония, Швейцария

n основана на принципах общественной солидарности, так как целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы.

n Объем медицинской помощи не зависит от материального достатка и размеров страховых взносов, в результате чего богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Страховая система тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным – возможность выбора врача и ЛПУ.

n Финансирование подобных систем осуществляется из трёх источников:

1) Страховые взносы предпринимателей – отчисления от доходов (налогов);

2) Заработки трудящихся – отчисления из фонда заработной платы;

3) Средства государственного бюджета;

n Преимущества:

-гарантируются равные права для населения в оказании медицинской помощи;

-обеспечивается стабильное финансирование медицины, так как ОМС является целевым налогом. Кроме того, ставки взносов на социальное страхование в западных странах неуклонно растет;

-страховые фонды формируются на децентрализованной основе, что дает возможность местным властям самостоятельно определять условия финансирования и размеры льгот, а также перераспределять средства в пользу отдельных программ с учетом региональных особенностей;

-так как предприятия принимают прямое участие в формировании страховых фондов, то предприниматели материально заинтересованы «в здоровом работнике», потому что плохие условия труда, вредные производства повлекут за собой дополнительные налоговые изъятия, штрафы и более высокую ставку страховых взносов.

Недостатки:

-высокий уровень администратвно-хозяственных расходов (особенно много тратится на документооборот и информатизацию);


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал