![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утренняя гигиеническая зарядка. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Одной из разновидностей малых форм организации занятий является утренняя зарядка. В утренней зарядке решаются следующие задачи: 1) Оптимизировать переход от сна к бодрствованию. 2) Способствовать формированию нормальной осанки. 3) Поддержание достигнутых физических качеств. В утренней зарядке используются следующие средства: 1. общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; 2. общеподготовительные упражнения (такие как ходьба, бег); 3. танцевальные упражнения; 4. дыхательные упражнения; 5. широко используются естественные и гигиенические факторы. Физкультпаузы и физкультминутки. Выполняются в паузах по ходу работы. Они способствуют переключению с одного вида деятельности на другой, повышение оперативной работоспособности. Продолжительность физкультпауз 5-7 минут, физкультминут 1-2 минуты, микропауз 20-30 секунд. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: — уроки физической культуры; —уроки ритмики (в младших классах); — физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления). Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную. В режиме дня они представлены в виде: — утренней гимнастики (до уроков); — организованных игр на переменах; — спортивного часа (после уроков). Внеклассные занятия имеют следующие формы: — рекреативно оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся; — физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»; — интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми; — прогулки и экскурсии; — дни здоровья. Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы: — занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; — занятия и игры в семье; — занятия в реабилитационных центрах; — занятия в семейно-оздоровительных клубах; —самостоятельные занятия. Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах: — тренировочные занятия; — соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского движения глухих. Физическая реабилитация в условиях специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах: — уроки ЛФК в школе; — занятия ЛФК в лечебных учреждениях. На рис. 1.1. в качестве иллюстрации представлена теоретическая модель адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях, его формы, направления коррекционно-развивающей работы и условия реализации. В каждой нозологической группе эти направления имеют собственные задачи, специфическое содержание, адекватный подбор средств, методов, методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий, типу учреждения. Если для детей с сенсорными нарушениями коррекционно-развивающие задачи решаются преимущественно в процессе физического воспитания, включая физкультурно-оздоровительные мероприятия, то для детей с ДЦП, поражением функций спинного мозга — в процессе физической реабилитации, что и составляет одну из особенностей частных методик адаптивной физической культуры. Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей-инвалидов и нуждаются в реформировании. 2—3-х уроков физической культуры недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адаптацию к самостоятельной независимой жизни выпускников. Перспективным направлением в решении этой проблемы является внедрение дополнительных форм физкультурного образования в практику коррекционного образования. В разработанной Н. В. Астафьевым, А.С. Самыличевым (1997) концепции в качестве учреждений дополнительного физкультурного образования предлагается использовать действующую базу детско-юношеских клубов физической подготовки, где рассматриваются варианты организационных форм, обеспечивающих социальную интеграцию детей и подростков, условия методического обеспечения, планирование содержания программного материала. Апробированы, внедрены в практику и дали положительный результат дифференцированные программы дополнительного физкультурного образования для дошкольников с умственной отсталостью на базе лыжной подготовки, легкоатлетического многоборья и других видов спортивной деятельности (Ли-тош Н. Л., Астафьев Н. В., Коновалов В. Н., 1997). Последующие главы раскрывают особенности методики адаптивной физической культуры детей разных нозологических групп.
|