Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утренняя гигиеническая зарядка.






Одной из разновидностей малых форм организации занятий является утренняя зарядка. В утренней зарядке решаются следующие задачи:

1) Оптимизировать переход от сна к бодрствованию.

2) Способствовать формированию нормальной осанки.

3) Поддержание достигнутых физических качеств.

В утренней зарядке используются следующие средства:

1. общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов;

2. общеподготовительные упражнения (такие как ходьба, бег);

3. танцевальные упражнения;

4. дыхательные упражнения;

5. широко используются естественные и гигиенические факторы.

Физкультпаузы и физкультминутки. Выполняются в паузах по ходу работы. Они способствуют переключению с одного вида деятельности на другой, повышение оперативной работоспособности.

Продолжительность физкультпауз 5-7 минут, физкультминут 1-2 минуты, микропауз 20-30 секунд.

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:

— уроки физической культуры;

—уроки ритмики (в младших классах);

— физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

— утренней гимнастики (до уроков);

— организованных игр на переменах;

— спортивного часа (после уроков). Внеклассные занятия имеют следующие формы:

— рекреативно оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

— физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;

— интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

— прогулки и экскурсии;

— дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

— занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

— занятия и игры в семье;

— занятия в реабилитационных центрах;

— занятия в семейно-оздоровительных клубах;

—самостоятельные занятия.

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах:

— тренировочные занятия;

— соревнования.

Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского движения глухих.

Физическая реабилитация в условиях специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:

— уроки ЛФК в школе;

— занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

На рис. 1.1. в качестве иллюстрации представлена теоретическая модель адаптивного физического воспитания в дошкольных образова­тельных (коррекционных) учреждениях, его формы, направления коррекционно-развивающей работы и условия реализации. В каждой но­зологической группе эти направления имеют собственные задачи, специфическое содержание, адекватный подбор средств, методов, мето­дических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий, типу учреждения. Если для детей с сенсорными нарушения­ми коррекционно-развивающие задачи решаются преимущественно в процессе физического воспитания, включая физкультурно-оздоровитель­ные мероприятия, то для детей с ДЦП, поражением функций спинного мозга — в процессе физической реабилитации, что и составляет одну из особенностей частных методик адаптивной физической культуры.

Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной фи­зической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекцион­ных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным тре­бованиям к двигательной активности детей-инвалидов и нуждаются в реформировании. 2—3-х уроков физической культуры недоста­точно, чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адапта­цию к самостоятельной независимой жизни выпускников.

Перспективным направлением в решении этой проблемы яв­ляется внедрение дополнительных форм физкультурного образова­ния в практику коррекционного образования. В разработанной Н. В. Астафьевым, А.С. Самыличевым (1997) концепции в качестве учреждений дополнительного физкультурного образования предлага­ется использовать действующую базу детско-юношеских клубов физической подготовки, где рассматриваются варианты организаци­онных форм, обеспечивающих социальную интеграцию детей и под­ростков, условия методического обеспечения, планирование содержа­ния программного материала. Апробированы, внедрены в практику и дали положительный результат дифференцированные программы дополнительного физкультурного образования для дошкольников с умственной отсталостью на базе лыжной подготовки, легкоатлети­ческого многоборья и других видов спортивной деятельности (Ли-тош Н. Л., Астафьев Н. В., Коновалов В. Н., 1997).

Последующие главы раскрывают особенности методики адап­тивной физической культуры детей разных нозологических групп.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал