Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально-квалификационная структура туристских кадров
К первой группе относятся работники туризма. Это кадры, занятые непосредственно туристско-экскурсионным обслуживанием: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы туристских клубов и т. д. Основные функции этой группы связаны с организацией отдыха и туристской просветительской работой. С учетом особенностей профессиональной деятельности первую группу можно разделить на две подгруппы: 1) постоянно работающие: инструкторы, экскурсоводы, организаторы и руководители туристских групп основного состава, гиды-переводчики; 2) работники «вторичной занятости», предоставляющие туристско-экскурсионные услуги в режиме почасовой оплаты труда и в свободное от основной работы время: руководители туристских групп, инструкторы, экскурсоводы, в том числе работающие с иностранными туристами. Вторая группа - аниматоры туризма. Эта группа включает организаторов самодеятельного туризма, инструкторов, старших инструкторов, старших инструкторов-методистов, работающих на привлеченных или общественных началах, а также свыше 15 тыс. ежегодно вовлекаемых в международный туристский обмен гидов-международников. Третья группа - хозяйственные руководители и руководящий административно-управленческий персонал: линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий. Основная функция деятельности - принятие конкретных хозяйственно-управленческих решений. К четвертой группе относятся специалисты - работники различных подразделений индустрии гостеприимства: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и т. п., которые, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы: 1) специалисты «сквозные», т. е. кадры, присущие многим отраслям народного хозяйства, в том числе туристско-экскурсионной отрасли; 2) специалисты межотраслевые, т. е. работающие (кроме туризма) еще в одной-двух отраслях; 3) специалисты отраслевые (технологические), т.е. присущие только туристско-экскурсионной отрасли. Разделение групп специалистов на подгруппы обусловлено различным подходом к подготовке и обучению кадров данных категорий. Основной функцией специалистов является квалифицированная и технологическая разработка и реализация конкретных решений и вопросов. Пятая группа - кадры массовых профессий: повара, горничные, сантехники, официанты, водители и др., т. е. квалифицированные рабочие, функциями которых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания. Эта группа состоит из следующих двух подгрупп: 1) рабочие неквалифицированного и малоквалифицированного труда (I-III разряды); 3) рабочие высококвалифицированного труда. Шестая группа - служащие. Объединяет работников умственного труда, не требующего специального образования: секретари, делопроизводители, кассиры, табельщики, нормировщики и др. Основные функции – ведение делопроизводства, нормативной документации, исполнение оперативно-технических заданий. Профессионально-квалификационная структура российского туризма в настоящем находится в состоянии глубокого кризиса. Следует признать, что она не оформлена каким-либо нормативным классификатором и все более начинает приближаться к западным аналогам. Строго говоря, ни в США, ни в большинстве стран Западной Европы профессионально-квалификационная структура туризма не является нормативным, обязательным атрибутом приема на работу и продвижения по службе работника. Она скорее выступает в виде иерархической модели менеджмента персонала на начальном, среднем и высшем (топ-менеджмент) уровнях, зависящих, в свою очередь, от уровня профессиональной подготовки, практического опыта и квалификации сотрудников.
Тема 11. Понятие, структура и содержание корпоративной культуры. Вопросы: 11.1 Определение и содержание понятия корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на подсистемы управления персоналом. 11.2 Эволюционные формы корпоративной культуры.
Определение и содержание понятия корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на подсистемы управления персоналом. Понятие «корпоративная культура» относится к классу таких понятий управленческих дисциплин, которые не имеют единственно верного толкования. Практически каждый исследователь в этой области предлагает собственное оригинальное определение культуры организации. К пониманию сущности и содержания корпоративной культуры существуют различные подходы. Все определения корпоративной культуры можно разделить на три группы (см.табл.6): 1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов; 2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов корпоративной культуры; 3-я группа: определения, трактующие корпоративную культуру как целостную категорию. Корпоративная культура выполняет следующие функции: является выражением индивидуальности организации; служит носителем корпоративного здравого смысла; способствует формированию коллективной преданности организации; служит психологическим гарантом стабильности социальной системы организации. Таблица 6 Сравнительная таблица основных определений корпоративной культуры
Определение Кубра: «Корпоративная культура – это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела». Корпоративная культура оказывает влияние на все подсистемы системы управления персоналом.
|