Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы общения
Каждый из разнообразных аспектов процесса общения предполагает определенные способы воздействия индивидов друг на друга (так называемые механизмы общения) результатом чего является изменение поведения и деятельности собеседника в соответствии с целями совместной деятельности. К основным механизмам общения (психологическим способам воздействия в процессе общения) относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание. Убеждение – это способ сознательного и организованного психического воздействия на психику индивида. Основан этот способ на аргументации. Убеждающее воздействие произойдет тем успешнее, чем в большей степени высказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного человека, и будет стойким, если окружающая действительность подтверждает содержание воспринятой информации. При этом если высказываемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, желательно, чтобы он убедился в негативности последних.
Противоположным убеждению по своему механизму является внушение - процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринимаемых сообщений. Эффективность внушения определяется: свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством); особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью внушаемости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности); взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависимостью и т. п.). Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе (образовании толпы), а также с уменьшением их возраста. Заражение – использует бессознательную, непроизвольную подверженность человека определённым психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров друг на друга по модели обычной цепной реакции (это явление сопровождает массовые акции, публичное восприятие ораторских выступлений, и т.д.). При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмоционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важную роль в процессе заражения играет также общность оценок и установок людей (например, настрой людей, пришедших на стадион поддержать свою любимую футбольную команду). Подверженность психическому заражению зависит и от общего уровня развития личности, и прежде всего самосознания людей, составляющих аудиторию. Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явления, ведущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрессия, голод, опьянение и т. п.), а также сильное удивление, осознание бессилия перед опасностью, дефицит или избыток информации. Внушение тесно переплетается с заражением, эти механизмы усиливают друг друга. В определённой степени формой внушения, сопровождаемого явлением психического заражения, являются слухи - ничем не подтверждённые сообщения о якобы происшедших событиях. Возникают они, обычно, в условиях дефицита важной информации. Не зная источника слухов, многие люди часто склонны верить тому, что сообщение идёт из надёжного источника.
Подражание – воспроизведение индивидом определённых внешних черт и образцов поведения, действий, поступков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах становления и развития человека, а также в подростковом возрасте. Примером проявления подражания может являться мода (от лат. modus-норма, правило, мера) - форма стандартизированного массового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе.
|