![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речь, язык и общение
Актуальность этой темы можно выразить словами Платона, который, как известно, считал изобретение письменности катастрофой, ибо «слово превратилось в значок на бумаге». Общение - это потребность человека как социального, разумного существа - носителя сознания. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы — становится осознанным и оформленным речью. Общение – это также и форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Наконец, общение - это взаимодействие людей, взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений. Выделяют следующие цели общения: • контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи; • информационную — обмен сообщениями, мнениями, решениями; • побудительную — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение каких-либо действий; • координационную — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; • понимания — понимание смысла сообщения, намерений, установок, переживаний партнера по общению; • эмотивную — возбуждение в партнерах по общению эмоциональных переживаний (обмен эмоциями); изменение собственных переживаний и состояний; • установление отношений — осознание своего места в системе деловых, межличностных и прочих связей сообщества; • влияние — изменение состояния партнера, его поведения, потребностей, намерений, и т. д. В общении выделяют следующие этапы: 1. Побуждение к действию. Потребность в общении (например, когда необходимо сообщить или узнать информацию и т.д.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Уточнение ситуации действия и общения: ориентировка в целях общения, в ситуации общения, ориентировка в личности собеседника и т.д. 3. Сам процесс общения: восприятие и оценка ответной реакции собеседника, установление обратной связи, корректировка методов общения. 4. «Свертывание» действий – фаза взаимоотключения: отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли.
Функции общения:
1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения); 2. Общение как взаимодействие людей (интерактивная сторона общения); 3. Общение как восприятие друг друга (перцептивная сторона общения).
1. Общение как обмен информацией.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются мнениями, идеями, интересами. Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющийся посредством знаков (слов, жестов, иероглифов), которые соотносятся с определенными предметами и явлениями действительности. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, которое возможно, когда человек направляющий информацию и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодирования–декодирования информации – «все должны говорить на одном языке». Это важно, так как передающий и принимающий постоянно меняются местами. По видам выделяют вербальную (от лат. verbalis - словесный) и невербальную коммуникацию. В вербальной коммуникации в качестве знаковой системы выступает язык. Язык – это система знаков (слов с их значениями), выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Язык является продуктом исторического развития общества, становления его культуры. Функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; средство общения; орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти). Общение людей с помощью языка называется речью. В речи развертывается процесс «говорения», в ходе которого происходит своеобразное кодирование говорящим речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений) с их последующим декодированием слушающим. Функции речи: обозначения (отличает речь человека от коммуникации животных), обобщения (слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов), коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
В психологии различают речь внешнюю и внутреннюю. - Внешняя речь включает речь устную (диалог и монолог) и письменную. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. - Внутренняя речь – ситуативна и выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности; формируется на основе внешней. Невербальная коммуникация, дополняющая речь и передающая эмоциональное состояние, включает такие знаковые системы: 1. оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика); 2. паралингвистическую (от лат. Para — возле, около), которая выражает чувства и состояние человека с помощью качества голоса, его диапазона, тональности; 3. экстралингвистическую (от лат. Extra — вне, lingua - язык), предполагающую включение в речь пауз, смеха, определенного темпа речи; 4. пространственно-временную, которая связана со взаимным расположением партнеров по общению, временем общения, особой ситуацией общения (например, эффект вагонного попутчика).
Считается, что лишь 7% содержания сообщения передается значением слов (тем, что говориться), в то время как 38% информации определяется тем, как слова говорятся, и 55% - выражением лица говорящего. В процессе передачи и приема информации нередко происходят ее существенные потери, вызванные барьерами общения. К ним относят прежде всего барьеры, связанные с кодированием и декодированием информации. При кодировании мысли во внутреннюю речь теряется до 30% информации (!), из внутренней речи во внешнюю переходит 80% той информации, которая перекодирована во внутреннюю речь. В зависимости от словарного запаса слушающего им воспринимается до 70% информации. Далее информация теряется за счёт её перевода в образы воображения и в память. 2. Общение как взаимодействие людей В процессе общения люди обмениваются не только информацией. Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определённой цели в процессе совместной деятельности. Все разновидности взаимодействия обычно делят на две группы. - Действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию); - Действия, снижающие эффективность (конкуренцию). Кооперация (от лат. cooperation - сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей. Конкуренция же (от лат. concurro - сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей. Итак, общение как взаимодействие (интеракция) определённым образом согласовывает действия отдельных участников совместной деятельности, осуществляет объединение индивидов в определенный вид общности – группу.
3. Общение как восприятие друг друга
Качества взаимодействия людей во многом зависят от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведение своего собеседника, оценивают возможности друг друга. Поэтому о бщение как восприятие (перцепция) включает восприятие не только физических свойств (например, внешности), но и внутренних характеристик человека, его намерений, мыслей, способностей, эмоций, установок. На этом основании поступки другого человека объясняются и оцениваются через призму понимания человека, а оно, как известно, может быть субъективным. В процессе понимания человеком человека выделяют 2 уровня: 1. - Здесь происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека. 2. - Этот уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Этот уровень, как правило, отсутствует у детей и является результатом более позднего развития, хотя даже и взрослые не всегда способны понять другого на втором уровне в силу эгоцентризма (от лат. ego-я, centrum-центр окружности) - сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях и, как следствие, неспособности понять другого как отличного от него, имеющего свою точку зрения.
К способам понимания другого человека относят идентификацию (от лат. identificare-отождествлять) себя ему, то есть попытку поставить себя на его место, эмпатию – стремление эмоционально откликнуться на проблемы собеседника, рефлексию (от лат. reflexio-обращение назад) – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению («я знаю, что он знает, что я знаю…»). Очень велика роль установки в процессе восприятия людьми друг друга. Например, в исследовании А.А. Бодалева разным группам людей предъявлялась фотография одного и того же человека, но в одном случае сообщалось, что он является учёным, а в другом - что он преступник. В итоге люди, описывая фотографию, находили в ней черты, подтверждающие данную им заранее установку. На восприятие людьми друг друга влияют также их стереотипы (от греч. stereos-твердый, typos-отпечаток) - стойкие и упрощённые образы определенных явлений или человека, которые формируются в условиях ограниченной информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стереотипы, с одной стороны, сокращают время ознакомления с другими людьми, а с другой - могут привести к предубеждениям в восприятии человека (например, женщины более эмоциональны, чем мужчины, все старики страдают маразмом, все лица национальности «..x..» – жулики, и т.д.). Большая часть стереотипов - это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. На основе стереотипов складываются эффекты межличностного восприятия. Это, прежде всего, эффект ореола, суть которого заключается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впечатление способствует формированию негативных оценок. Существующий образ играет роль ореола, который мешает увидеть действительные черты и проявления воспринимаемого человека. Эффекты первичности и новизны связаны со значимостью очередности подачи информации о человеке для формирования представлений о нем. Эффект первичности проявляется в случае восприятия незнакомого человека, когда на его оценку влияет первичная информация о нем. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, приводящий к тому, что последняя, более новая информация о человеке становится более значимой для его оценки. Таким образом, стереотипы и эффекты межличностного восприятия могут способствовать формированию искаженных знаний о человеке, тем самым негативно влияя на весь процесс общения.
|