![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и фазы конфликта
Конфликты бывают реалистическими (или предметными), и нереалистическими (или беспредметными). В реалистическом могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из 1-й фазы - деструктивной.
Соотношение видов и фаз конфликта:
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворённости или несправедливости, имеют своей целью достижение определённого результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления соперников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них. Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности (беседы, работы над чем-то и т. п.), правильно оценивают свои возможности и своё состояние и способны на правильную оценку состояния н реакции оппонента. Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворённость собой, оппонентом, предметом совместной деятельности, беседой. Можно выделить две основные группы признаков конструктивной фазы конфликта: 1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи, упрёки, оправдания, высказывания, отражающие ориентацию на себя и свои интересы при игнорировании реакций партнёра и слабости обратной связи, 2) неречевые характеристики поведения - уход от разговора, прекращение совместной деятельности или её некачественное выполнение, попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности, напряжённый самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции, указывающие на отрицательное отношение к разговору, напряжение, замешательство - внезапное увеличение дистанции, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики, жестикуляции и др. Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя, отдают себе отчет в происходящем. Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость оппонентом друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счёт; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции осознаются оппонентом как личные оскорбления и включают механизмы активной защиты и противодействия его стороны. Вторая стадия деструктивной фазы характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушением восприятия реакций партнёра вплоть до полного искажения его слов и жестов; уходом от проблемы, предмета спора, деятельности и переходом на личности друг друга и взаимные оскорбления. На этом этапе оппоненты сами не могут вернуться на рельсы конструктивного конфликта. Процесс стал неуправляемым, необратимым. Можно также выделить и другие разновидности конфликтов: -по степени проявления признаков – открытые и скрытые конфликты; -по степени интенсивности – интенсивные и стертые; -по временной протяженности – кратковременные и затяжные; -по статусному соотношению участников – вертикальные (между начальником и подчиненным) и горизонтальные (между людьми, не имеющими официальных преимуществ друг перед другом). Конфликты могут нести в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд. В нем есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страха, неприязни и даже ненависти, но и для предвкушения борьбы, воодушевления, живого интереса к сопернику, надежды на успех в своем деле. Было бы излишним упрощением отождествлять все положительные эмоции с конструктивной фазой конфликта, а отрицательные—с деструктивной его фазой. Очень часто и на конструктивной фазе конфликта возникают отрицательные эмоции (досада, обида, растерянность), а для некоторых людей большое удовольствие приносит неприязненный обмен “любезностями” на необратимой стадии конфликта. Здесь многое определяется личностными особенностями, в частности, предрасположенностью личности к конфликтному поведению. Рассмотрим эти и другие предпосылки возникновения конфликта.
|