![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к документации
Общие положения Документация системы менеджмента качества должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (раздел стандарта 4.2.4). Пример иерархии документации СМК представлен на рисунке 9.5 На первом уровне иерархии документации представлены Политика и цели в области качества, а также Руководство по качеству, документ описывающий реализацию требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в организации. Руководство по качеству также называют справочником по
Рисунок 9.2 – Сеть процессов СМК СибГТУ
Рисунок 9.3 – Сеть процессов деревообрабатывающего предприятия
Рисунок 9.4 – Организационная структура управления организацией качеству. В общем виде Руководство отвечает на вопросы «Что делает организация?», «Кто за это отвечает?». Этим документом, в основном пользуется высшее руководство и потребители. На втором уровне находятся обязательные документируемые процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008, к ним относятся следующие: управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией, внутренний аудит, корректирующие действия, предупреждающие действия (две последних могут быть объединены). Организация, по мере необходимости, разрабатывает также и дополнительные документированные процедуры, например, «Управление проектированием», «Закупки» и другие. Документированные процедуры предназначены, прежде всего, для руководителей структурных подразделений. Документированные процедуры описывают порядок действия и, в основном, отвечают на вопросы «Кто, что, когда, где?»
Рисунок 9.5 – Иерархия документации системы менеджмента качества организации На третьем уровне расположены методики, инструкции, стандарты организации, дополнительные документированные процедуры (например, управление оборудованием, закупки и другие). Эти документы предназначены, в основном, для исполнителей (работников), они, прежде всего, отвечают на вопрос «как?» Пятый уровень представлен записями – свидетельствами о выполнении действий. Нижний, базовый уровень – это нормативная документация (ГОСТы, ГОСТ Р, СНИПы и другие). Там, где в стандарте встречается термин «документированная процедура», это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Документированная процедура представляет собой утвержденный документ, который описывает то, как организация выполняет какие-либо действия, например проектирование, управление документацией, внутренние аудиты и другие. Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от: а) размера организации и вида деятельности; б) сложности и взаимодействия процессов; в) компетенции персонала. Термин «документ» применяется в стандарте для обозначения способов представления информации, которая требуется руководителю и его подчиненным для выполнения действий в рамках деятельности организации. Для обозначения носителей этой информации можно использовать любые подходящие термины. К числу некоторых общепринятых терминов относятся: - рабочие методики, рабочие процедуры, рабочие инструкции; - оперативные методики, процедуры, инструкции. Каждая методика должна устанавливать, кто, что, где, когда, зачем и как делает. Она не должна представлять собой перечень благих пожеланий того, что хотелось бы иметь в вашем бизнесе, но точно и ясно отражать реальное состояние дел. Документация может быть в любой форме и на любом носителе. Например, методики могут быть представлены в любом виде и существенно отличаться друг от друга. Они могут существовать в виде отдельных формализованных документов, спецификаций на чертежах или указаний в руководствах по эксплуатации оборудования. Они могут быть представлены в графической форме, в виде видеофильма, модели или образца. Зачастую простой ряд картинок способен изложить желаемые требования более точно, нежели их пространное и детальное описание. Выбор того или иного способа представления методик целиком входит в компетенцию организации.
|