Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, типы и задачи факторного анализа
Одной из самых специфичных черт метода экономического анализа является возможность количественного измерения влияния каждого фактора на величину исследуемого результативного показателя. В этой связи методика факторного анализа занимает одно из центральных мест в теории данной науки. Факторный анализ – методика измерения влияния факторов на величину результативного показателя. Могут применяться следующие основные типы факторного анализа. 1. Детерминированный и стохастический. При детерминированном факторном анализе связь между показателями носит функциональный характер, то есть результативный показатель может быть получен как сумма, произведение или частное от деления каких-либо показателей, или путем различного сочетания этих действий. В этой связи в экономическом анализе используются такие типы факторных моделей, как: · мультипликативная модель – произведение каких-либо факторов. Например, если Y – результативный показатель, a, b, c – факторы, то трехфакторная мультипликативная модель будет иметь следующий вид: ; · аддитивная модель – это сумма каких-либо факторов. Например, ; · кратная модель – отношение двух факторов. Например, ; · смешанная модель– сочетание сложения (вычитания), умножения и деления факторов при построении модели. Чаще всего встречаются несколько видов смешанных моделей: а) ; б) ; в) . При стохастическом анализе взаимосвязь между показателями неполная, вероятностная и проявляется только в массе наблюдений. Например, стохастическая зависимость существует между производительностью труда и фондовооруженностью, уровнем продаж и затратами на рекламу и т.д. 2. Прямой и обратный. При прямом факторном анализе исследование ведется от общих показателей к частным. Большинство показателей в экономическом анализе изучается именно таким образом. Обратный факторный анализ предполагает исследование частных тенденций изменения показателей для дальнейшего выявления общих направлений и закономерностей. 3. Статический и динамический. Статический факторный анализ изучает изменение показателей по состоянию на определенную дату. Так изучают ликвидность активов, платежеспособность организации. Динамический факторный анализ проводится при изучении показателей, которые изменяются в динамике, то есть в течение определенного периода времени. В динамике анализируют, например, финансовые результаты деятельности организации. 4. Одноступенчатый и многоступенчатый. При одноступенчатом факторном анализе изучаются только самые главные факторы, которые привели к изменению результативного показателя. Такие причины изменения называются факторами первого порядка. Многоступенчатый факторный анализ предполагает исследование всевозможных факторов, то есть факторов различных порядков (уровней влияния). 5. Ретроспективный и перспективный. Ретроспективный факторный анализ представляет собой изучение причин изменения результативного показателя за прошлые периоды времени. Так как большинство исходных данных для проведения экономического анализа содержится в бухгалтерской и статистической отчетности организаций, то и основную массу аналитических исследований можно назвать ретроспективными. Перспективный анализ позволяет спрогнозировать в краткосрочном периоде уровень и тенденции изменения показателей. Такой вид анализа применяется при изучении платежеспособности, оценке вероятности банкротства. Факторный анализ выполняется последовательно и позволяет решить следующие з адачи: 1. отбор факторов и определение результативного показателя; 2. классификация и систематизация отобранных факторов; 3. определение формы зависимости между показателями и детерминированное моделирование; 4. определение размера влияния каждого фактора на величину результативного показателя; 5. «работа с моделью», то есть разработка конкретных организационно-технических мероприятий по оптимизации уровня исследуемого показателя в конкретных условиях хозяйствования.
|