Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление себестоимостью продукции
Цель управления отдельными затратами и в целом себестоимостью продукции — повышение конкурентоспособности товаров и достижение запланированных финансовых результатов. Функциями управления себестоимостью выступают прогнозирование и планирование затрат, учет, анализ, контроль и их регулирование. Для достижения функциональных целей управления затраты группируют следующим образом: – группа затрат для планирования и принятия решения. Благодаря этим затратам устанавливают зависимость между величиной затрат и влияющими на них факторами (переменные и условно-постоянные, устранимые и неустранимые, приростные и предельные); – группа затрат для осуществления контроля и регулирования. В группе устанавливают взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств (группировка по центрам ответственности, регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые, эффективные и неэффективные); – группа затрат для расчета себестоимости и оценки запасов. Анализ данных затрат помогает отследить затраты на отдельные операции и виды продукции (прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и коммерческие). С целью управления себестоимостью используются следующие методы учета затрат: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный. В зарубежной практике при учете затрат используются методы «стандарт-кост» и «директ-костинг», а также учет по центрам ответственности. Нормативный метод основан на составлении нормативной калькуляции по действующим на начало календарного периода технологическим нормам и нормативам с последующим выявлением отклонений от этих норм и нормативов в течение производственного цикла изготовления изделий. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, например в обрабатывающих отраслях промышленности. Для определения фактической себестоимости изделия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на исчисленные в ведомости сводного учета затрат индексы отклонения от норм. Расчет фактической себестоимости осуществляется по следующей формуле:
Сфакт= Снорм ± Он (16.4.1) где Сфакт, Снорм – фактическая и нормативная себестоимость соответственно; Он – отклонения от норм(нормативов): (-) – экономия; (+) – перервсход. Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования производства продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий (в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных и других работ. При этом объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий). Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения путем деления суммы затрат по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий. Применение этого метода должно сочетаться с использованием основных элементов нормативного учета. Сравнивая калькуляции себестоимости по отчетным и плановым данным можно провести анализ и выявить причины отклонений. Попередельный метод учета и калькулирования себестоимости используется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, на которых преобладают физико-химические и термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного технологического процесса в виде ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы производства. Этот метод учета употребляется в химической промышленности, металлургии, в ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности, а также в производствах с комплексным использованием сырья. Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта, который является полуфабрикатом для производства продукции на последующих стадиях, фазах (переделах) производственного процесса. Например, в текстильной промышленности — это выработка пряжи, изготовление пряжи и ее крашение. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса, при отсутствии или незначительном объеме незавершенного производства. Этот метод используется в добывающих отраслях промышленности, а также в промышленности строительных материалов, электро- и теплостанциях. При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу или по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на число единиц выпущенной продукции и определяют себестоимость одной калькуляционной единицы. В зарубежной практике часто при калькулировании затрат учитывается неполная или усеченная себестоимость. Она может включать только прямые затраты или только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов, даже если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки. В этом заключается особенность учета по системе «директ-костинг», или системе учета прямых затрат. В соответствии с учетом по системе «директ-костинг» издержки подразделяются на постоянные, переменные, общие и предельные. Считается, что постоянные издержки слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции. Поэтому их не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Под предельными издержками понимается средняя величина прироста или сокращения издержек, на единицу продукции, возникших вследствие изменения объема производства и реализации более чем на одну единицу продукции. Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических затрат и затрат по системе «стандарт-кост». Эта система включает разработку норм (стандартов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составления нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов). Учет по системе «директ-костинг» является основой управления себестоимостью при помощи контроллинга. Себестоимость здесь определяется по прямым затратам, которые непосредственно относятся на конкретные изделия, а остальные затраты покрываются общей суммой выручки. Разница между выручкой и прямыми затратами называется суммой покрытия или маржинальным доходом. Усеченная себестоимость используется и в концепции минимально допустимого уровня издержек, которая основана на понятиях «безубыточный объем производства». «Точка безубыточности» (критическая точка) представлена на графике безубыточности (рисунок 6). Для построения графика безубыточности используются показатели объема реализации продукции (выручки), условно-постоянные и переменные издержки, которые в сумме дают общие издержки. Ситуация, когда общие издержки производства равны величине объема реализации продукции, называется порогом рентабельности, а точка пересечения — точкой безубыточности.
Рисунок 16.4.1. График определения точки безубыточности (критической точки) Координата точки безубыточности (NPб) по оси ординат показывает объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыль равна нулю. Координата точки по оси абсцисс отражает пороговую выручку (Впор), размер которой позволяет достичь уровня порога рентабельности. Выделяют зону прибыли и зону убытков. Разница между фактической и пороговой выручкой позволяет определить запас финансовой прочности предприятия. Для аналитического определения точки безубыточности введем следующие обозначения: Ц — цена единицы продукции, р.; VPCT— объем реализации в стоимостном выражении, p.; VP, VPб – соответственно объем реализации и безубыточный объем реализации в натуральных единицах измерения; Зпер — переменные издержки (затраты) на единицу продукции, р.; Зпост - постоянные издержки на весь объем производства, р.; Зобщ — общие издержки производства, включающие постоянные и переменные издержки на весь объем производимой продукции, р. Если объем реализации в стоимостном выражении (VPCT) определяется по формуле VPCT = Ц*VP (16.4.2)
А общие издержки - по формуле
Зобщ = Зпост + Зпер *VP (16.4.3) То в точке безубыточности объем реализации будет равен общим издержкам Ц *VPб = Зпост + Зпер *VPб (16.4.4)
Тогда безубыточный объем реализации, при котором прибыль равна нулю, можно определить по формуле VPб = Зпост /(Ц- Зпер) (16.4.5)
В свою очередь, пороговую выручку можно определить по формуле
Впор = Ц*VPб (16.4.6)
Критическую цену реализации единицы продукции для точки безубыточности (Цб) можно определить по формуле
(16.4.7)
Разница между ценой и удельными переменными затратами является маржинальным доходом на единицу продукции. Общий маржинальный доход (Дм) при общем объеме реализации определяется по формуле
Дм=VP *(Ц-Зпер) (16.4.8)
Из данной формулы видно, что предприятие имеет потенциальную возможность влиять на общую выручку от реализации и прибыль путем изменения переменных издержек и объемов реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг). Из данной формулы видно, что предприятие имеет потенциальную возможность влиять на общую выручку от реализации и прибыль путем изменения переменных издержек и объемов реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг). Эффект производственного ле вериджа (ЭПЛ) отражает степень влияния затрат на прибыль при изменении объемов реализации и рассчитывается отношением маржинального дохода к прибыли
ЭПЛ = VP (Ц - Зпер) / П = (П + Зпост) / П = 1 + Зпост / П (16.4.9)
В практике управления затратами и результатами производства в целях повышения его эффективности важное место занимает организация на предприятиях центров ответственности. Учет по центрам ответственности предполагает отнесение на каждый центр только тех затрат и результатов, на которые этот центр может повлиять. В зависимости от специфики и структуры бизнеса и от функций, выполняемых подразделениями, центры ответственности классифицируются на центры нормативных затрат (ЦНЗ), центры управленческих затрат (ЦУЗ), центры доходов (ЦД), центры прибыли (ЦП), центры инвестиций (ЦИ). В центре нормативных затрат руководитель отвечает за соблюдение нормативов затрат на производство продукции (работ, услуг) (производственные подразделения, отдел закупок). В центре управленческих затрат руководители подразделений, с деятельностью которых связаны косвенные расходы предприятия, отвечают за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете предприятия (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, плановый и финансовый отделы). В центре доходов обычно руководители подразделений, связанных с реализацией продукции (работ, услуг), несут ответственность за объем продаж, соблюдение лимитов коммерческих и сбытовых расходов, размер выручки компании. В центре прибыли руководители подразделений, руководители службы главного экономиста предприятия, управления, бухгалтерского и налогового учета, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предприятия несут ответственность за максимизацию суммы получаемой прибыли и в этой связи обладают полномочиями, позволяющими осуществлять контроль над доходами и расходами, принимают управленческие решения инвестиционного и инновационного характера, от которых зависит прибыль предприятия. В центре инвестиций руководители предприятия, финансового управления, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предприятия отвечают за эффективность использования инвестиций. Основная функция центров ответственности заключается в формировании и контроле исполнения операционного, финансового и инвестиционного бюджетов, входящих в структуру основного бюджета предприятия. Операционный бюджет является планом доходов (выручки), затрат (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Финансовый бюджет — это план, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Инвестиционный бюджет — план инвестиционных и прежде всего капитальных затрат и долгосрочных вложений предприятия на бюджетный период. Контроль исполнения бюджетов осуществляется на каждом иерархическом уровне всей системы центров ответственности с применением методики многоуровневого анализа. Каждый уровень отражает степень детализации показателей бюджета, используя принцип «от общего к частному». Так, на нулевом уровне оцениваются отклонения фактически полученной суммы прибыли по предприятию от ее величины, предусмотренной бюджетом. На первом уровне изучаются отклонения показателей объема продаж и расходов, обусловивших образование отклонений по прибыли. На втором уровне исследуется влияние отклонений показателей объема производства, структурных сдвигов, емкости рынка, вызвавших отклонение объема продаж и т. д.
Методы планирования себестоимости продукции
Цель планирования себестоимости — оптимизация текущих затрат предприятия, которая обеспечивает необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования трудовых и материальных ресурсов. Основные плановые показатели: себестоимость произведенной и реализуемой продукции, изменение себестоимости сравнимой продукции; затраты на 1 р. произведенной продукции; общая величина затрат по предприятию; себестоимость единицы продукции. Разделами плана снижения себестоимости являются смета затрат на производство по экономическим элементам; расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; калькуляция себестоимости видов продукции (работ, услуг). Порядок (схема) планирования себестоимости в соответствии с рекомендациями Министерства промышленности Республики Беларусь предполагает: – расчет планируемой суммы экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определение величин и уровня затрат на производство продукции в плановом периоде, расчет плановой себестоимости всего объема производства продукции; – составление баланса распределения продукции и услуг по потребителям, разработка смет затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг; – разработку смет расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции и смет пусковых расходов; – составление смет общепроизводственных расходов по цехам основного производства с последующим суммированием их по предприятию в целом; – составление смет транспортно-заготовительных расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов; – калькулирование себестоимости единицы каждого вида продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции; – составление сметы и свода затрат на производство. Правильность плановых расчетов проверяется следующим равенством: полная себестоимость всего объема производства продукции, исчисленная исходя из общей суммы затрат на производство, равняется плановой себестоимости продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам, а также равна себестоимости, рассчитанной исходя из плановых калькуляций отдельных изделий и их планируемого выпуска. При планировании себестоимости продукции применяются пофакторный, сметный (бюджетирование), нормативный методы и метод калькуляций, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Пофакторный метод основан на определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. Для этого определяют: – затраты на 1 р. произведенной продукции в базисном периоде; – себестоимость продукции планируемого года, исходя из затрат на один рубль продукции базисного года в ценах планируемого года; – влияние каждого фактора на уровень затрат и исчисление общей суммы экономии (удорожания); – плановую себестоимость продукции путем вычитания из себестоимости произведенной продукции, рассчитанной по уровню затрат базисного года, итоговой суммы экономии; – затраты на 1 р. продукции планируемого года и снижение (удорожание) этих затрат по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. Сметный метод основан на употреблении каждой статьи себестоимости с помощью специальных смет затрат. В зарубежной практике этот метод носит название метода бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом. В качестве смет затрат используют показатели отдельных разделов бизнес-плана, в которых обосновываются затраты материально-технических, трудовых и других ресурсов. Смета составляется как на отдельные комплексные статьи расходов и затраты структурных подразделений, так и в целом на объем произведенной и реализуемой продукции. При этом разработка смет затрат с учетом косвенных статей расходов включает определение расходов на подготовку и освоение производства, содержание и эксплуатацию оборудования, изготовление специальной оснастки и прочих специальных расходов, общепроизводственных, общехозяйственных расходов, прочих производственных и коммерческих расходов. Смета «Расходы на подготовку и освоение производства» составляется по каждому виду вновь осваиваемой продукции, производства или цеха независимо от источника возмещения этих затрат. Сюда включаются расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов, расходы на подготовительные работы в добывающих отраслях промышленности. На основе смет по отдельным изделиям составляются сводные сметы расходов по калькуляционным статьям или экономическим элементам. Сводные сметы составляются по затратам, возмещаемым за счет средств фонда развития, исходя из сметы затрат и количества выпускаемой продукции. Смета «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» включает затраты, связанные с содержанием средств труда, участвующих в производственном процессе, и расходы по их восстановлению в связи с износом, которые группируются по статьям; амортизацию оборудования и транспортных средств; эксплуатацию оборудования; текущий ремонт оборудования и транспортных средств; внутризаводское перемещение грузов; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений; прочие расходы. Смета «Расходы на изготовление специальной оснастки и прочих специальных расходов» составляется по каждому виду изделия, по отдельным видам прочих специальных расходов, которые включают оплату научно-исследовательским, проектно-технологическим и другим организациям за техническую помощь в освоении данного изделия; расходы на проведение специальных испытаний выпускаемой продукции для проверки долговечности, надежности, качества конструкции и качества изготовления; прочие затраты. В смету «Общепроизводственные расходы» включаются затраты, связанные с работой цехов в целом, а именно: содержание аппарата управления цеха; содержание прочего цехового персонала; амортизация зданий, сооружений и инвентаря; текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря; содержание зданий, сооружений и инвентаря; испытания, опыты, исследования, рационализация, изобретательство в масштабах цеха; охрана труда; износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря; прочие расходы. В отчете в состав цеховых расходов включаются также затраты непроизводительного характера: потери от простоев, порчи материальных ценностей, неиспользованных деталей, узлов и технологической оснастки (по вине цеха); потери от недостачи материальных ценностей и незавершенного производства (за вычетом излишков). В смету «Общехозяйственные расходы» входят расходы по управлению предприятием (заработная плата аппарата управления предприятием; затраты по командировкам и перемещениям персонала; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; отчисления на содержание вышестоящих организаций; прочие расходы); общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных фондов; содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения; производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования; охрана труда; подготовка кадров; организованный набор рабочей силы); сборы и отчисления (налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы). Смета «Прочие производственные расходы» составляется на основе расчетов отчислений на научно-исследовательские работы и расходов на стандартизацию, на основе данных об объеме реализации продукции и установленных норм отчислений на эти цели, расходов, связанных с обеспечением нормальной эксплуатации изделий у потребителей, расходов на гарантийный ремонт изделий в пределах установленных норм и других видов затрат, не относящихся ни к одной из указанных выше статей. Смета «Коммерческие (внепроизводственные) расходы» отражает затраты на сбыт продукции: затраты на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы; прочие расходы по сбыту. На основе смет затрат разрабатывают свод затрат по предприятию — определяют сумму затрат, рассчитанных в сметах структурных подразделений, что позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. Нормативный метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Уровень затрат определяется на основе заранее составленных норм и нормативов, что дает возможность обособленного учета отклонений от действующих норм и их причин, позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия. Метод калькуляций используется для обоснования величины затрат на производство единицы продукции (структурных элементов) при планировании себестоимости произведенной и реализованной продукции. Объектами калькулирования являются отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п. Нормативная, плановая и фактическая калькуляции составляются на детали по прямым статьям (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги, возвратные отходы, заработная плата производственных рабочих), на узел как сумма затрат на изготовление всех входящих деталей и подузлов, стоимость материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, расходуемых при сборке, и сумма зарплаты по сборке; на изделие в целом по всем статьям калькуляции как сумма цеховой себестоимости отдельных узлов и деталей и затрат на сборку, испытания, общезаводские и внепроизводственные расходы.
|