Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление себестоимостью продукции






 

Цель управления отдельными затратами и в целом себестои­мостью продукции повышение конкурентоспособности това­ров и достижение запланированных финансовых результатов. Функциями управления себестоимостью выступают прогнози­рование и планирование затрат, учет, анализ, контроль и их ре­гулирование. Для достижения функциональных целей управле­ния затраты группируют следующим образом:

группа затрат для планирования и принятия решения. Бла­годаря этим затратам устанавливают зависимость между вели­чиной затрат и влияющими на них факторами (переменные и условно-постоянные, устранимые и неустранимые, прирост­ные и предельные);

группа затрат для осуществления контроля и регулирова­ния. В группе устанавливают взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств (группировка по центрам ответственности, регулируе­мые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые, эффективные и неэффективные);

группа затрат для расчета себестоимости и оценки запа­сов. Анализ данных затрат помогает отследить затраты на отдель­ные операции и виды продукции (прямые и косвенные, основ­ные и накладные, производственные и коммерческие).

С целью управления себестоимостью используются следу­ющие методы учета затрат: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный. В зарубежной практике при учете затрат используются методы «стандарт-кост» и «директ-костинг», а также учет по центрам ответственности.

Нормативный метод основан на составлении нормативной калькуляции по действующим на начало календарного периода технологическим нормам и нормативам с последующим выявле­нием отклонений от этих норм и нормативов в течение производственного цикла изготовления изделий. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при­меняется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, например в обрабатывающих отраслях промышленности. Для определения фактической себестоимости изде­лия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на исчисленные в ведомости сводного учета затрат индексы отклонения от норм. Расчет фактической себестоимости осу­ществляется по следующей формуле:

 

Сфакт= Снорм ± Он (16.4.1)

где Сфакт, Снорм – фактическая и нормативная себестоимость соответственно; Он – отклонения от норм(нормативов): (-) – экономия; (+) – перервсход.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования производства продукции применяется в индивидуаль­ном и мелкосерийном производстве сложных изделий (в маши­ностроении и металлообрабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных и дру­гих работ. При этом объектом учета и калькулирования являет­ся отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий). Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения путем деления суммы затрат по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий. Примене­ние этого метода должно сочетаться с использованием основ­ных элементов нормативного учета. Сравнивая калькуляции се­бестоимости по отчетным и плановым данным можно провес­ти анализ и выявить причины отклонений.

Попередельный метод учета и калькулирования себестоимос­ти используется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, на ко­торых преобладают физико-химические и термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного технологического процесса в виде ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы производства. Этот метод учета употребляется в химической промышленности, металлургии, в ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности, а также в производствах с комплексным использованием сырья.

Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта, который является полуфабрикатом для производства продукции на по­следующих стадиях, фазах (переделах) производственного про­цесса. Например, в текстильной промышленности — это выра­ботка пряжи, изготовление пряжи и ее крашение.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себе­стоимости продукции применяется на предприятиях с массо­вым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса, при отсутствии или незначительном объеме незавершенного производства. Этот метод используется в добывающих отрас­лях промышленности, а также в промышленности строитель­ных материалов, электро- и теплостанциях. При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям каль­куляции по всему производственному процессу или по отдель­ным стадиям процесса производства. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на число единиц выпущенной продукции и определяют себестоимость одной калькуляционной единицы.

В зарубежной практике часто при калькулировании затрат учитывается неполная или усеченная себестоимость. Она мо­жет включать только прямые затраты или только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов, да­же если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки. В этом заключается особенность учета по сис­теме «директ-костинг», или системе учета прямых затрат.

В соответствии с учетом по системе «директ-костинг» изде­ржки подразделяются на постоянные, переменные, общие и предельные. Считается, что постоянные издержки слабо связа­ны с издержками производства отдельных видов продукции. Поэтому их не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Под предельными издержками понимается средняя величина при­роста или сокращения издержек, на единицу продукции, возникших вследствие изменения объема производства и реализа­ции более чем на одну единицу продукции.

Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических затрат и затрат по системе «стандарт-кост». Эта система включает разработку норм (стандартов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составления нормативной (стандартной) калькуляции и учет фак­тических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов).

Учет по системе «директ-костинг» является основой управ­ления себестоимостью при помощи контроллинга. Себестои­мость здесь определяется по прямым затратам, которые непосредственно относятся на конкретные изделия, а остальные за­траты покрываются общей суммой выручки. Разница между выручкой и прямыми затратами называется суммой покрытия или маржинальным доходом.

Усеченная себестоимость используется и в концепции ми­нимально допустимого уровня издержек, которая основана на понятиях «безубыточный объем производства». «Точка безубыточности» (критическая точка) представлена на графике безубыточности (рисунок 6).

Для построения графика безубыточности используются пока­затели объема реализации продукции (выручки), условно-посто­янные и переменные издержки, которые в сумме дают общие из­держки. Ситуация, когда общие издержки производства равны ве­личине объема реализации продукции, называется порогом рента­бельности, а точка пересечения — точкой безубыточности.

 

Рисунок 16.4.1. График определения точки безубыточности (критической точки)

Координата точки безубыточности (NPб) по оси ординат пока­зывает объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыль равна нулю. Координата точки по оси абсцисс отражает пороговую выручку (Впор), размер которой позволяет достичь уровня порога рентабельности. Выделяют зону прибыли и зону убытков. Разница между фактической и пороговой выручкой поз­воляет определить запас финансовой прочности предприятия.

Для аналитического определения точки безубыточности вве­дем следующие обозначения: Ц — цена единицы продукции, р.; VPCT— объем реализации в стоимостном выражении, p.; VP, VPб – соответственно объем реализации и безубыточный объем реа­лизации в натуральных единицах измерения; Зпер — перемен­ные издержки (затраты) на единицу продукции, р.; Зпост - по­стоянные издержки на весь объем производства, р.; Зобщ — об­щие издержки производства, включающие постоянные и пере­менные издержки на весь объем производимой продукции, р.

Если объем реализации в стоимостном выражении (VPCT) определяется по формуле

VPCT = Ц*VP (16.4.2)

 

А общие издержки - по формуле

 

Зобщ = Зпост + Зпер *VP (16.4.3)

То в точке безубыточности объ­ем реализации будет равен общим издержкам

Ц *VPб = Зпост + Зпер *VPб (16.4.4)

 

Тогда безубыточный объем реализации, при котором при­быль равна нулю, можно определить по формуле

VPб = Зпост /(Ц- Зпер) (16.4.5)

 

В свою очередь, пороговую выручку можно определить по формуле

 

Впор = Ц*VPб (16.4.6)

 

Критическую цену реализации единицы продукции для точ­ки безубыточности (Цб) можно определить по формуле

 

(16.4.7)

 

Разница между ценой и удельными переменными затратами является маржинальным доходом на единицу продукции. Об­щий маржинальный доход (Дм) при общем объеме реализации определяется по формуле

 

Дм=VP *(Ц-Зпер) (16.4.8)

 

Из данной формулы видно, что предприятие имеет потен­циальную возможность влиять на общую выручку от реализации и прибыль путем изменения переменных издержек и объ­емов реализации. Такая возможность получила название произ­водственный леверидж (рычаг).

Из данной формулы видно, что предприятие имеет потен­циальную возможность влиять на общую выручку от реализа­ции и прибыль путем изменения переменных издержек и объ­емов реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг). Эффект производственного ле вериджа (ЭПЛ) отражает степень влияния затрат на прибыль при изменении объемов реализации и рассчитывается отноше­нием маржинального дохода к прибыли

 

ЭПЛ = VP (Ц - Зпер) / П = (П + Зпост) / П = 1 + Зпост / П (16.4.9)

 

В практике управления затратами и результатами произ­водства в целях повышения его эффективности важное место занимает организация на предприятиях центров ответствен­ности. Учет по центрам ответственности предполагает отнесе­ние на каждый центр только тех затрат и результатов, на кото­рые этот центр может повлиять. В зависимости от специфики и структуры бизнеса и от функций, выполняемых подразделе­ниями, центры ответственности классифицируются на центры нормативных затрат (ЦНЗ), центры управленческих затрат (ЦУЗ), центры доходов (ЦД), центры прибыли (ЦП), центры инвестиций (ЦИ).

В центре нормативных затрат руководитель отвечает за со­блюдение нормативов затрат на производство продукции (работ, услуг) (производственные подразделения, отдел закупок). В цен­тре управленческих затрат руководители подразделений, с деятельностью которых связаны косвенные расходы предприятия, отвечают за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете предприятия (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, плановый и финансовый отделы). В центре доходов обыч­но руководители подразделений, связанных с реализацией про­дукции (работ, услуг), несут ответственность за объем продаж, соблюдение лимитов коммерческих и сбытовых расходов, раз­мер выручки компании. В центре прибыли руководители подразделений, руководители службы главного экономиста пред­приятия, управления, бухгалтерского и налогового учета, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предприятия несут ответственность за максимизацию суммы получаемой прибыли и в этой связи обладают полномочиями, позволяющими осу­ществлять контроль над доходами и расходами, принимают управленческие решения инвестиционного и инновационного характера, от которых зависит прибыль предприятия. В центре инвестиций руководители предприятия, финансового управле­ния, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предпри­ятия отвечают за эффективность использования инвестиций.

Основная функция центров ответственности заключается в формировании и контроле исполнения операционного, финансового и инвестиционного бюджетов, входящих в структу­ру основного бюджета предприятия. Операционный бюджет является планом доходов (выручки), затрат (себестоимости) и ко­нечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Финансовый бюджет это план, во-пер­вых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Инвестиционный бюджет план инвестиционных и прежде всего капитальных затрат и долгосрочных вложений предприятия на бюджетный период.

Контроль исполнения бюджетов осуществляется на каждом иерархическом уровне всей системы центров ответственности с применением методики многоуровневого анализа. Каждый уровень отражает степень детализации показателей бюджета, используя принцип «от общего к частному». Так, на нулевом уровне оцениваются отклонения фактически полученной сум­мы прибыли по предприятию от ее величины, предусмотрен­ной бюджетом. На первом уровне изучаются отклонения пока­зателей объема продаж и расходов, обусловивших образование отклонений по прибыли. На втором уровне исследуется влия­ние отклонений показателей объема производства, структур­ных сдвигов, емкости рынка, вызвавших отклонение объема продаж и т. д.

 

Методы планирования себестоимости продукции

 

Цель планирования себестоимости — оптимизация текущих затрат предприятия, которая обеспечивает необходимые тем­пы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования трудовых и материальных ресурсов. Основные плановые показатели: себестоимость произведенной и реализу­емой продукции, изменение себестоимости сравнимой продук­ции; затраты на 1 р. произведенной продукции; общая величи­на затрат по предприятию; себестоимость единицы продукции. Разделами плана снижения себестоимости являются смета за­трат на производство по экономическим элементам; расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; калькуляция себестоимости видов продукции (работ, услуг).

Порядок (схема) планирования себестоимости в соответ­ствии с рекомендациями Министерства промышленности Республики Беларусь предполагает:

– расчет планируемой суммы экономии (удорожания) за­трат по технико-экономическим факторам и на этой основе определение величин и уровня затрат на производство продукции в плановом периоде, расчет плановой себестоимости всего объема производства продукции;

– составление баланса распределения продукции и услуг по потребителям, разработка смет затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг;

– разработку смет расходов на подготовку и освоение про­изводства новых видов продукции и смет пусковых расходов;

– составление смет общепроизводственных расходов по це­хам основного производства с последующим суммированием их по предприятию в целом;

– составление смет транспортно-заготовительных расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов;

– калькулирование себестоимости единицы каждого вида продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции;

– составление сметы и свода затрат на производство.

Правильность плановых расчетов проверяется следующим равенством: полная себестоимость всего объема производства продукции, исчисленная исходя из общей суммы затрат на производство, равняется плановой себестоимости продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам, а также равна себестоимости, рассчитанной исходя из плановых каль­куляций отдельных изделий и их планируемого выпуска.

При планировании себестоимости продукции применяются пофакторный, сметный (бюджетирование), нормативный методы и метод калькуляций, что позволяет решать ряд взаимо­связанных задач планирования издержек.

Пофакторный метод основан на определении влияния тех­нико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. Для этого определяют:

– затраты на 1 р. произведенной продукции в базисном пе­риоде;

– себестоимость продукции планируемого года, исходя из затрат на один рубль продукции базисного года в ценах плани­руемого года;

– влияние каждого фактора на уровень затрат и исчисле­ние общей суммы экономии (удорожания);

– плановую себестоимость продукции путем вычитания из себестоимости произведенной продукции, рассчитанной по уровню затрат базисного года, итоговой суммы экономии;

– затраты на 1 р. продукции планируемого года и снижение (удорожание) этих затрат по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах.

Сметный метод основан на употреблении каждой статьи се­бестоимости с помощью специальных смет затрат. В зарубежной практике этот метод носит название метода бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом. В качестве смет затрат ис­пользуют показатели отдельных разделов бизнес-плана, в кото­рых обосновываются затраты материально-технических, трудо­вых и других ресурсов. Смета составляется как на отдельные комплексные статьи расходов и затраты структурных подразде­лений, так и в целом на объем произведенной и реализуемой продукции. При этом разработка смет затрат с учетом косвен­ных статей расходов включает определение расходов на подго­товку и освоение производства, содержание и эксплуатацию обо­рудования, изготовление специальной оснастки и прочих специ­альных расходов, общепроизводственных, общехозяйственных расходов, прочих производственных и коммерческих расходов.

Смета «Расходы на подготовку и освоение производства» со­ставляется по каждому виду вновь осваиваемой продукции, производства или цеха независимо от источника возмещения этих затрат. Сюда включаются расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расхо­ды), расходы на подготовку и освоение производства новых ви­дов продукции и новых технологических процессов, расходы на подготовительные работы в добывающих отраслях промыш­ленности. На основе смет по отдельным изделиям составляют­ся сводные сметы расходов по калькуляционным статьям или экономическим элементам. Сводные сметы составляются по затратам, возмещаемым за счет средств фонда развития, исхо­дя из сметы затрат и количества выпускаемой продукции.

Смета «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ния» включает затраты, связанные с содержанием средств тру­да, участвующих в производственном процессе, и расходы по их восстановлению в связи с износом, которые группируются по статьям; амортизацию оборудования и транспортных средств; эксплуатацию оборудования; текущий ремонт оборудования и транспортных средств; внутризаводское перемеще­ние грузов; износ малоценных и быстроизнашивающихся инс­трументов и приспособлений; прочие расходы.

Смета «Расходы на изготовление специальной оснастки и прочих специальных расходов» составляется по каждому виду изделия, по отдельным видам прочих специальных расходов, которые включают оплату научно-исследовательским, проектно-технологическим и другим организациям за техническую помощь в освоении данного изделия; расходы на проведение специальных испытаний выпускаемой продукции для провер­ки долговечности, надежности, качества конструкции и каче­ства изготовления; прочие затраты.

В смету «Общепроизводственные расходы» включаются за­траты, связанные с работой цехов в целом, а именно: содержа­ние аппарата управления цеха; содержание прочего цехового персонала; амортизация зданий, сооружений и инвентаря; те­кущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря; содержание зданий, сооружений и инвентаря; испытания, опыты, исследо­вания, рационализация, изобретательство в масштабах цеха; охрана труда; износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря; прочие расходы. В отчете в состав цеховых расходов включаются также затраты непроизводительного характера: потери от простоев, порчи материальных ценностей, неиспользованных деталей, узлов и технологической оснастки (по вине цеха); потери от недостачи материальных ценностей и незавер­шенного производства (за вычетом излишков).

В смету «Общехозяйственные расходы» входят расходы по управлению предприятием (заработная плата аппарата управ­ления предприятием; затраты по командировкам и перемеще­ниям персонала; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; отчисления на содержание вышестоящих организаций; прочие расходы); общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных фондов; содержание и текущий ремонт зданий, со­оружений и инвентаря общезаводского назначения; произ­водство испытаний, опытов, исследований, содержание обще­заводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования; охрана труда; подготовка кадров; организованный набор рабочей силы); сборы и отчисления (на­логи, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы).

Смета «Прочие производственные расходы» составляется на основе расчетов отчислений на научно-исследовательские рабо­ты и расходов на стандартизацию, на основе данных об объеме реализации продукции и установленных норм отчислений на эти цели, расходов, связанных с обеспечением нормальной эксплуатации изделий у потребителей, расходов на гарантийный ре­монт изделий в пределах установленных норм и других видов за­трат, не относящихся ни к одной из указанных выше статей.

Смета «Коммерческие (внепроизводственные) расходы» отра­жает затраты на сбыт продукции: затраты на тару и упаковку изде­лий на складах готовой продукции; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы; прочие расходы по сбыту.

На основе смет затрат разрабатывают свод затрат по пред­приятию — определяют сумму затрат, рассчитанных в сметах структурных подразделений, что позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений.

Нормативный метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Уровень затрат определя­ется на основе заранее составленных норм и нормативов, что дает возможность обособленного учета отклонений от действу­ющих норм и их причин, позволяет судить о том, какие факто­ры привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономи­ческих показателей работы предприятия.

Метод калькуляций используется для обоснования величи­ны затрат на производство единицы продукции (структурных элементов) при планировании себестоимости произведенной и реализованной продукции. Объектами калькулирования явля­ются отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п. Нормативная, плановая и факти­ческая калькуляции составляются на детали по прямым стать­ям (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, по­луфабрикаты и услуги, возвратные отходы, заработная плата производственных рабочих), на узел как сумма затрат на изго­товление всех входящих деталей и подузлов, стоимость матери­алов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, расходуемых при сборке, и сумма зарплаты по сборке; на изде­лие в целом по всем статьям калькуляции как сумма цеховой се­бестоимости отдельных узлов и деталей и затрат на сборку, ис­пытания, общезаводские и внепроизводственные расходы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал