Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и показатели оценки качества продукции






Качество продукции относится к числу важнейших показа­телей деятельности предприятия. Ее повышение в значитель­ной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресур­сов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

В определении качества продукции используются два подхода:

1) Технический подход рассматривает качество как совокупность свойств продукции.

2) Экономический подход – рассматривает совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

Понятие " качество продукции" регламентировано государ­ственным стандартом (ГОСТ 15467-79). Качество — совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Международный стандарт ИСО 8402 определяет это понятие следующим образом: качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые при­дают им способность удовлетворять обусловленные или предпо­лагаемые потребности.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие спе­цифические потребности ей предназначалось удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано с такой характеристикой, как потребительная стоимость. С точки зрения экономической теории, потребительная стоимость рассматривается как совокупность полезных свойств товара, то есть его полезность; качество же продукции – это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, а потребительная стоимость охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности, т.е. является более широким понятием.

Следует различать понятия качество и полезный эффект.

Качество - потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

Значение повышения качества продукции заключается в следующем:

1) качество продукции решает проблему конкурентоспособности, а конкурентоспособность это выживаемость;

2) качество решает проблему количества;

3) повышение качества увеличивает капиталоотдачу и дает относительную экономию капиталовложений, т.е. повышение качества снимает проблему инвестиций;

4) повышение качества снижает материалоемкость продукции, увеличивая при этом материалоотдачу;

5) повышение качества увеличивает производительность труда;

6) повышение качества снижает затраты на производство и реализацию продукции.

Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, выступает катализатором для ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.

Таким образом, качество продукции не ограничивается одним свойством, это совокупность свойств продукции, которая выражается в показателях качества. В свою очередь показатели качества позволяют определять уровень качества продукции.

Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Мировой уровень качества определяется уровнем качества той продукции, которая преобладает на мировом рынке и в основном владеет им.

Экономически оптимальное качество – соотношение качества и затрат или цены и качества:

, (21.1.1)

 

где Копт - экономически оптимальное качество; К - прогнозируемое качество изделия; Зп – затраты на приобретение, эксплуатацию.

Значение повышения качества продукции определяется сле­дующими факторами:

1) улучшение качества товаров народного потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей насе­ления, а это означает повышение его жизненного уровня;

2) повышение качества продукции является фактором эко­номии живого и овеществленного труда, а значит и роста эф­фективности производства;

3) улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнитель­ных производственных мощностей и привлечения дополни­тельных инвестиций;

4) повышение экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки; если значительные средства тратятся на ликвидацию последствий отрицательного воздействия производства на окружающую среду, на строи­тельство очистных сооружений, то очевидно, что экономиче­ски выгоднее создание экологически чистых производств и экологически чистой продукции;

5) повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий страны.

Влияние качества продукции на экономику предприятия происходит следующим образом: если создается продукция вы­сокого качества, соответствующая требованиям потребителя, то она пользуется повышенным спросом — растет объем про­даж и прибыль предприятия, увеличивается накопление. Если параметры продукции ниже требований потребителя, то про­дукцию невозможно реализовать. При параметрах продукции выше требований потребителя («излишнее качество») продук­ция имеет высокую цену и не пользуется спросом. Реализация такой продукции возможна по сниженным ценам, т.е. с убыт­ком для предприятия.

Таким образом, улучшение качества продукции означает повышение благосостояния народа, рост эффективности про­изводства, защиту окружающей среды, расширение экспорт­ных возможностей, повышение конкурентоспособности про­дукции.

Методы оценки качества продукции:

· Измерительный метод, предусматривающий использование специальных инструментов, приборов,

· Регистрационный метод, который основан на регистрации подсчете: числа наступления определенных событий (например, отказов при испытаниях), предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.,

· Вычислительный метод, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества,

· Органолептический метод, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания,

· Социологический метод, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных (потенциальных) потребителей,

· Экспертный метод, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегустаторов и т.д.).

Качество продукции зависит от многих составляющих, важ­нейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, организация производства, труда и управления, моти­вация и стимулирование труда, профессиональный и квалифи­кационный уровень персонала и др. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показа­телей качества, необходимость ее оценки и создания на пред­приятии системы обеспечения качества продукции.

Под показателем качества продукции понимается количе­ственная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Оценка качества продукции осу­ществляется по совокупности показателей, установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции динамичны и носят относительный характер, по­скольку установленные и предполагаемые потребности могут изменяться со временем. Система показателей качества вклю­чает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество кон­кретных видов продукции. Они дают количественную и каче­ственную характеристику свойств продукции, входящих в со­став ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на еди­ничные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свой­ство продукции, комплексные — наиболее существенную сово­купность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества про­дукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация еди­ничных показателей:

1. Показатели назначения — технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (произво­дительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность — это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя экс­плуатационные показатели в заданных пределах в течение тре­буемого промежутка времени (безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность). Долговечность — это свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного време­ни, которое устанавливается в зависимости от условий обеспе­чения безопасности и экономической целесообразности (тех­нический ресурс и срок службы).

3. Показатели технологичности, характеризующие эффек­тивность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетиче­ских, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте оборудования (трудоем­кость изделия).

4. Показатели стандартизации и унификации, определяю­щие степень использования стандартизированных и унифици­рованных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изде­лии. Эти показатели дают косвенную информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использо­вания узлов и деталей данного изделия.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и ком­форт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и пси­хофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность распо­ложения элементов управления).

6. Эстетические показатели, характеризующие художествен­ную выразительность, рациональность форм, целостность компо­зиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Среди таких показателей выделяют патенто­способность и патентную чистоту. Патентоспособность — это свойство технического, художественно-конструкторского ре­шения, определяемое совокупностью признаков, обеспечиваю­щих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Па­тентная чистота — это свойство объектов (машин, оборудова­ния и других изделий) и технологических процессов обеспечи­вать возможность их использования, не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции (например, содержание вредных примесей, уровень акустических, электромагнитных, радиаци­онных воздействий).

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть, обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

Каждое изделие характеризуется совокупностью свойств, оцениваемых системой показателей. При этом улучшение од­них показателей качества может сопровождаться ухудшением других. Например, повышение грузоподъемности автомобиля может привести к снижению скорости, маневренности. Это за­трудняет сравнение и выбор оптимального варианта повышения качества продукции. Поэтому возникает необходимость в комплексном показателе качества, который бы объединял и ни­велировал единичные.

Комплексные показатели - отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:

1) Аналитический - используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, в автомобильной промышленности. Так, в автомобильной промыш­ленности для оценки качества автобуса используется обобщен­ный показатель - годовая производительность автобуса (WАВТ), который определяется по формуле:

 

, (21.1.2)

 

где Тн — средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, ч; Скэ — эксплуатационная скорость автобуса, км/ч; q — номинальная вместимость автобуса, чел.; К1 — коэффици­ент использования вместимости автобуса; К2 - коэффициент использования пробега автобуса; К3 — коэффициент использо­вания парка автобуса

2 ) Коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного. Расчет комплексного показателя осуществляется по формуле:

 

, (21.1.3)

 

где ПКi — значение i-го единичного показателя качества; Кi — коэффициент весомости i-го единичного показателя, отражает значимость i –го показателя в общем составе всех свойств выпускаемого изделия, изменяется в пределах от 0 до 1. (сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия равна 1); n — количество единичных показателей, используемых при рас­чете комплексного показателя качества;

Этот метод в настоящее время находит наибольшее приме­нение при оценке качества пищевых продуктов, парфюмерных и швейных изделий, мебели и подобное, т.е. в тех случаях, когда оценка показателей качества в основном производится органолептическим методом, где показатели выражаются в баллах.

Обобщающие показатели - характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:

- объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой продукции на предприятии;

- объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню, в общем объеме выпускаемой продукции на предприятии;

- объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, в общем объеме выпускаемой продукции на предприятии;

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпускаемой продукции на предприятии;

- косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за поставки некачественной продукции, затраты на устранение рекламаций).

Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал