Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление и контроль качества продукции
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Главная цель системы управления качеством продукции на предприятии – обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода изготовления продукции. Управление качеством включает действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Управление качеством достигается с помощью специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде. Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества. Государственная система управления качеством продукции включает в себя: 1.Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей при разработке, создании, реализации и эксплуатации (потреблении) продукции. 2.Государственную систему стандартизации. 3.Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники. 4.Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции. 5.Заводские (внутрифирменные) системы управления кач6еством продукции. Система качества строится в соответствии с международным стандартом серии «ИСО-9000». В РБ также осуществляется построение систем качества в соответствии с этим стандартом. Принципы системы качества: 1) Ориентация на потребителя - означает, что понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя. 2) Продуктовый подход - предполагает, что система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции. 3) Охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества). 4) Обеспечение качества - означает создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества. Эти условия создаются с помощью мероприятий, реализующих мелкие инновации. 5) Предупреждение проблем - для чего система качества должна: - обеспечить предотвращение дефектов и несоответствия качества требованиям заказчика; - обнаружение дефекта, если он случился; - в случае обнаружения дефекта система должна обеспечить недопущение дефектной продукции потребителю; - постоянное и систематическое повышение качества продукции, элементов производства и самой системы качества; Реализация данного принципа требует обязательного наличия соответствующих инноваций для того, чтобы обеспечить своевременное совершенствование системы качества. На предприятии контрольные операции выполняются различными службами, цехами и отделами: 1) служба нормоконтроля – осуществляет контроль за правильным использованием стандартов, технических условий и другой нормативно – технической документацией: 2) ОТК – осуществляет контроль качества в процессе изготовления продукции; 3) руководители предприятия и структурных подразделений – осуществляют контроль качества технической документации, а также контроль качества в процессе изготовления продукции. Т.о. контрольные операции являются частью производственного процесса, они разрабатываются одновременно с технологическими процессами, соответствующими службами при участии ОТК либо по согласованию с ним. Функции контроля качества: - участие в разработке и внедрении прогрессивных методов и средств контроля; - разработка мероприятий по повышению технического уровня и качества продукции; - подготовка продукции к сертификации; - планирование качества; - учет и анализ брака; - учет и анализ рекламаций и претензий; - организация самоконтроля; - профилактика брака; - экспертиза конструкторско – технологической документации на контролепригодность; - государственный надзор за качеством; - правовое обеспечение качества; - информационное обеспечение качества. В зависимости от стадий производственного процесса выделяют следующие виды контроля: 1) входной – применяется в отношении закупаемого сырья, полуфабрикатов, зап. частей и т.д.; 2) операционный – служит для своевременного выявления брака на всех операциях производства продукции; 3) контроль готовой продукции – документально оформляет факт приемки готовой продукции; 4) текущий – инспекционный 5) самоконтроль – осуществляемый самим работником в процессе производства продукции. По объему проверок выделяют следующие виды контроля: 1) сплошной – 100% охвата; 2) выборочный – проверка некоторых партий изделий. В процессе контроля качества продукция делится на: 1) годную – удовлетворяет требованиям нормативно – технической документации; 2) дефектную – имеет явный или скрытый дефект Дефекты делятся на: 1) устранимые – ликвидация технически возможна и экономически целесообразна; 2) неустранимые. Если все дефекты устранимы, то брак является исправимым, в противном случае - он неисправим.
|