Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ пропорционального деления и долевого участия
Способ пропорционального деления применяется в аддитивных и смешанных моделях следующего вида: , где b – комплексный фактор; d, n, m – факторы второго порядка. Рассмотрим алгоритмы расчета влияния факторов этим способом (таблица 1.8).
Таблица 1.8 – Алгоритм расчета влияния факторов способом пропорционального деления
Алгоритм расчета
| Типовой пример
| Аддитивная модель
| Уровень рентабельности (R) снизился на 8 %-ных пунктов в связи с увеличением общего капитала (ОбщК) на 200 млн. руб. При этом основной капитал (ОснК) увеличился на 250 млн. руб., а оборотный капитал (ОбК) снизился на 50 млн. руб. Определить, как изменился уровень рентабельности за счет изменения основного и оборотного капитала?
| ;
| ∆ RОснК -?; ∆ RОбК -?
| Коэффициент пропорционального деления:
|
|
|
|
|
| Проверка:
| Проверка:
∆ R= ∆ RОснК + ∆ RОбК
-8 = -10+2
-8 = -8
| Вывод по результатам расчета: снижение уровня рентабельности на 8 %-ных пунктов произошло, прежде всего, за счет снижения основного капитала (его влияние составило (-10) %-ных пунктов), а противодействовало этому увеличение оборотного капитала (его влияние равно +2 %-ным пунктам).
| Смешанная модель
| Себестоимость (с/с) 1 т/км за счет снижения выработки грузового автомобиля повысилась на 180 руб. При этом известно, что снижение выработки произошло по следующим причинам: 1) за счет сверхплановых простоев на 5000 т/км; 2) за счет сверхплановых холостых пробегов на 4000 т/км; 3) за счет неполного использования грузоподъемности на 3000 т/км. Определить, как изменилась с/с 1 т/км за счет выше названных причин.
| ; ;
| ∆ с/с1 -?; ∆ с/с2 -?; ∆ с/с3 -?
| Коэффициент пропорционального деления:
|
|
|
|
|
|
|
| Проверка:
| Проверка:
∆ с/свыработки = ∆ с/с1 + ∆ с/с2 + ∆ с/с3
+180=75+60+45
+180=+180
| Вывод по результатам расчета: увеличение себестоимости 1 т/км на 180 руб. вызвано влиянием всех трех исследуемых причин: за счет наличия сверхплановых простоев рост себестоимости составил 75 рублей, из-за сверхплановых холостых пробегов увеличение составило 60 рублей, а за счет неполного использования грузоподъемности себестоимость стала выше 45 рублей.
| | | |
Для решения такого типа задач, как в типовом примере для смешанных моделей, можно использовать способ долевого участия.
Для определения размера влияния факторов данным способом сначала необходимо рассчитать долю прироста каждого фактора второго порядка в общей сумме их приростов, а затем умножить на общее изменение результативного показателя за счет комплексного фактора.
Решим эту же задачу способом долевого участия (таблица 1.9).
Таблица 1.9 – Алгоритм расчета влияния факторов способом долевого участия
Алгоритм расчета
| Типовой пример
| ; ;
| ∆ с/с1 -?; ∆ с/с2 -?; ∆ с/с3 -?
|
|
|
|
|
|
| Проверка:
| Проверка:
∆ с/свыработки = ∆ с/с1 + ∆ с/с2 + ∆ с/с3
+180=75+60+45
+180=+180
|
|