Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование выручки
Если поступление выручки на счета предприятия – это завершение кругооборота средств, то ее распределение и использование представляет собой подготовка и начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. При поступлении денежных средств за реализованную продукцию из них исключается НДС, оставшаяся часть образует выручку от реализации продукции (работ, услуг). Она в первую очередь направляется на возмещение материальных затрат – сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. виды материальных ценностей, а также на формирование амортизационного фонда. Оставшаяся часть выручки, включающая вновь созданную стоимость, является валовым доходом предприятия, которая используется на выплату заработной платы, на уплату ЕСН и других налогов, включаемых в себестоимость продукции или относимых на финансовый результат. Если после финансирования перечисленных затрат у предприятия останутся средства, то это будет прибыль. Факторы, влияющие на величину выручки - объем производства и реализации продукции; - ассортимент выпускаемой продукции; - качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на рынке; - уровень применяемых цен; - снижение остатков нереализованной готовой продукции на складе; - своевременность оформления и сдачи в банк платежных документов; - применяемые формы расчетов и др.
Тема 6. Прибыль корпораций
Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления производством. Несмотря на то, что категория " прибыль" достаточно давно вошла в категориальный аппарат экономической науки и является главной движущей силой рыночной экономики, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единства мнений на ее социально-экономическое содержание. Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического прогресса и экономического роста. В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту. В централизованной плановой экономике прибыль не выдвигалась в качестве цели и мотива производства, а лишь выступала одним из основных показателей результативности производства на предприятии, а также требованиям хозяйственного расчета. В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыль. В основе экономической лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу как труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом. В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как вознаграждение за преодоление неопределенности. Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений НТП и за экономические услуги обществу. Прибыль здесь носит временный характер, то появляется, то исчезает. Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Она представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности. Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это: · основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации; · главный показатель возрастания рыночной стоимости организации; · индикатор кредитоспособности; · главный стимул собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса; · индикатор конкурентоспособности организации; · гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность для нормального функционирования любой организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров (работ, услуг), но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях существующей конкуренции. Стремление к получению прибыли побуждает товаропроизводителей к снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), к увеличению объема ее реализации, к внедрению научно-технических разработок и т.д. Для предпринимателя прибыль является ориентиром (сигналом), указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости с наименьшими затратами, а это порождает стимулы для инвестирования средств в такие сферы предпринимательской деятельности. При развитой конкуренции стремление к получению прибыли достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Прибыль как экономическая категория характеризует конечный положительный финансовый результат всей предпринимательской деятельности предприятия. Поэтому она является одним из основных стоимостных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. В отличии от других стоимостных показателей, она дает наиболее обобщающую характеристику всей производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. В ней наиболее полно в стоимостной форме отражаются и количественные и качественные показатели: снижение себестоимости продукции (работ, услуг), повышение ее качества, расширение ассортимента, увеличение объема реализации и др. Главное предназначение прибыли в современных условиях осуществления предпринимательской деятельности – отражение эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражение которых должна являться цена продукции. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Однако на величину прибыли могут воздействовать факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий производственных коллективов – одни положительно, другие негативно. Например, методы начисления амортизации, уровень цен на потребляемые сырье, материалы, тарифы на коммунальные услуги, цены на реализуемую продукцию и др. Кроме того, прибыль является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также она используется как экономический рычаг активного воздействия на интересы непосредственных товаропроизводителей. От величины и своевременности поступления прибыли в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения страны. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода, между предприятиями и государством, различными отраслями экономики страны и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятием и его работниками. Однако, следует заметить, что предприятие получает прибыль только в том случае, когда выручка превышает полную себестоимость реализованной продукции. Если же она равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, а если выручка будет меньше себестоимости, то в таком случае предприятие получает убыток - отрицательный финансовый результат. > - // - = прибыль (положит-й финан-й результат) Выручка = полная себестоимость = нулевой финансовый результат < - // - = отрицательный финан-й рез-т Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли, ее виды.
|