Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налог на имущество организаций
В настоящее время плательщиками налога на имущество являются: · российские организации, · иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Объект налогообложения и налоговая база Объектом налогообложения по налогу на имущество признается: · для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, являющееся объектами основных средств; · для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных фондов; · для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, – недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным организациям на праве собственности. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за налоговый (отчетный) период. Следовательно, для исчисления налоговой базы необходимо рассчитать среднегодовую стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения, которое принимается в расчет по остаточной стоимости. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Например: · за I квартал – следует сложить стоимость налогооблагаемого имущества на 1-е число каждого месяца с января по апрель и полученную сумму разделить на четыре; · за 1-е полугодие – сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по июль и полученную сумму разделить на семь; · за девять месяцев – сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по октябрь и полученную сумму разделить на десять; · за год – сложить стоимость имущества с января по январь и полученную сумму разделить на тринадцать. Для кредитных организаций, осуществляющих какую-либо деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), установлен особый порядок налогообложения имущества как объединенного, так и созданного либо приобретенного в результате этой деятельности. Поскольку объединенное имущество при простом товариществе не является самостоятельным объектом налогообложения, то оно учитывается при расчете налога на имущество у того участника договора, который передал это имущество для осуществления совместной деятельности. Для определения налоговой базы оно принимается по остаточной стоимости. Что же касается созданного и (или) приобретенного имущества в результате совместной деятельности, являющегося общим имуществом товарищества, то оно учитывается на отдельном балансе одним из участников простого товарищества, ведущим общие дела. Налоговая же база, а также порядок исчисления и уплаты налога осуществляется участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Лицо, ведущее учет общего имущества простого товарищества, обязано сообщить не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику данного товарищества сведения об его остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле, которая причитается каждому участнику в общей стоимости имущества товарищей. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения: · самой организации; · обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; · каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; · по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации; · каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации. Кроме того, налоговая база определяется отдельно по имуществу, в отношении которого применяются различные налоговые ставки. Если объект недвижимого имущества находится на территории разных субъектов РФ, то в отношении такого объекта налоговая база определяется отдельно. В данном случае налоговая база принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в той части, которая соответствует доле балансовой стоимости или инвентаризационной стоимости (иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства) объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ. При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в соответствии с постановлением Правительства РФ. Отсутствие в балансе данных о восстановительной стоимости ведет к занижению сумм налога, подлежащего к уплате в бюджет, рассматривается как сокрытие налогов. Налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов РФ, которые не могут превышать 2, 2 процента. Кроме того, допускается установление дифференцированных ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению: · по местонахождению организации; · в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; · в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; · по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации; · в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации; · в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода. Она определяется как произведение одной четвертой соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определяемой за отчетный период. При этом при определении величины авансового платежа по итогам каждого квартала авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются. Только по итогам налогового периода (календарного года) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, и иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства – исчисляется в обоих случаях по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую ставку налога. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении налога на имущество могут предоставить отдельным категориям налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовых платежей по данному налогу в течение налогового периода. Тема 7.Финансовое планирование на предприятии
1. Сущность и задачи финансового планирования 2. Процесс и методы финансового планирования 3. Система финансовых планов: перспективное финансовое планирование текущее финансовое планирование оперативное финансовое планирование
1. Сущность и задачи финансового планирования Важнейшим элементом предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта является планирование, в том числе и финансовое. Эффективное управление финансами возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений, которые возникают у предприятия в ходе предпринимательской деятельности. Планирование на предприятиях различных отраслей национальной экономики осуществлялось и ранее, то есть до перехода к рыночным отношениям. В условиях административно-командной экономики 5-е планы определялись заданиями отраслевых министерств и ведомств, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими органами (объем производства продукции, ассортимент важнейших видов продукции, сумма прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и др.). В таких условиях работникам финансовых служб отводилась роль простых счетоводов, без проявления какой-либо особой инициативы. В условиях рыночных отношений планирование на предприятии (фирме) является внутрипроизводственной задачей, т.е. оно не носит элементов директивности. Однако рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного подхода к финансовому планированию, т.к. за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации. Чем же вызвана необходимость финансового планирования? Оно обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-1-х, при разработке финансовых планов происходит соизмерение намеченных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, а в результате корректировки экономических показателей достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-2-х, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия (организации) и увязаны с основными разделами бизнес-плана (предпринимательского, провтехфинплана): производство продукции (работ, услуг), материально-техническое снабжение и сбыт продукции (спрос и предложение), инвестиционным планом, планом по труду и кадрам, планом по прибыли и убыткам и т.д. Следовательно, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Что оно дает предпринимателям? Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: воплощает выработанные цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами экономические показатели развития предприятия, заложенные в производственном плане; предоставляет возможности определения жизнеспособности инвестиционного проекта по развитию предприятия в условиях конкуренции; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: определение сумм денежных поступлений из различных источников на счета и в кассу предприятия, в том числе в определении сумм собственных и приравненных к ним средств, складывающихся (формирующихся) за счет прибыли, амортизационных отчислений и устойчивых пассивов, а также величины привлекаемых средств; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала и оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов в целях увеличения получения прибыли (например, рациональное использование денежных средств); определение сумм налоговых и др. обязательных платежей, а также расходов относимых на финансовые результаты и прибыль организации; установление рациональных финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и др. контрагентами; соблюдение интересов акционеров и др. инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Следовательно, планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой, - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Из всего сказанного можно заключить, что финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия (организации) необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, т.к. у них достаточно средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. На средних и мелких предприятиях, как правило, для выполнения такой работы не хватает денежных средств. Вместе с тем, потребность в финансовом планировании у таких организаций выше, чем у крупных. Небольшие предприятия чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности. Кроме этого, внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю. Поэтому будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.
Процесс финансового планирования – это сложный процесс, который включает в себя несколько временных этапов, а также три основные подсистемы финансовых планов – перспективное финансовое планирование, текущее финансовое планирование и оперативное финансовое планирование. Об этом будем говорить немного позже. Этапы финансового планирования: на 1-ом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период, используя для этого – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем производства и реализации продукции, затраты предприятия, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед предпринимателем. В т о р о й этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности организации. На данном этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана, если он составляется на предприятии. На т р е т ь е м этапе уточняются и конкретизируются показатели перспективных (прогнозных) финансовых документов с последующей разработкой и составлением текущего финансового плана предприятия. /В американских компаниях наряду с термином «финансовое планирование» употребляется и «бюджет», который подчеркивает определенные границы или предельные величины в использовании денежных средств. Отсюда процесс составления финансового плана получил название «бюджетирование», а отдельные планы называются бюджетами, например, бюджет наличности и т.п. На втором и третьем этапах происходит сопоставление показателей финансовых планов с производственными, инвестиционными и др. планами и программами, разрабатываемыми предприятием. На ч е т в е р т о м этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается финансовое планирование анализом выполнения финансовых планов – текущих и перспективных.
Методы финансового планирования В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; многовариантности; экономико-математическое моделирование. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности и тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, а также внутренние резервы предприятия. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и источниках их поступления. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы, которые разрабатываются непосредственно службами предприятий и используются ими для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по рациональному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие как стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм. Метод балансовых расчетов. Данный метод предназначен для определения будущей потребности предприятия в финансовых ресурсах. Он основан на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При это большое внимание должно быть уделено выбору даты – она должна соответствовать периоду нормальной деятельности предприятия. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов. Он служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов предприятия. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовых расчетов. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. Метод экономико-математического моделирования - позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Система финансовых планов Перспективное финансовое планирование Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период, как правило от 1 года до 3 лет (редко – до 5 лет). Однако такой временной интервал перспективного финансового планирования носит условный характер, т.к. оно зависит от экономической обстановке в стране, общей финансовой стратегии предприятия и его экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в т.ч. оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Это происходит в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии фирмы включает в себя следующие основные этапы: определение периода реализации стратегии; анализ факторов внешней финансовой среды предприятия; формирование стратегических целей финансовой деятельности; разработка финансовой политики предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в течение года, квартала, месяца; разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии; оценка разработанной финансовой стратегии. Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и др. факторы, такие, как: динамика макроэкономических процессов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности фирмы. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика пред- приятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д. Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются центры ответственности, определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия. Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам: во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий; во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде; в-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов; В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых и др. показателей. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) состоит в изучении финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Оно базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Важным моментом при осуществлении прогнозирования – признание факта стабильности изменения показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому. Успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимной увязки теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
Текущее финансовое планирование Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса. Основной целью составления этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяют отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют: финансовую стратегию предприятия; результаты финансового анализа за предшествующий период; планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия; систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов; действующую систему налогообложения предприятия; действующую систему норм амортизационных отчислений; средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализации продукции). Это необходимо для организации производственного процесса и эффективного распределения средств. Как правило, годовые прогнозы объемов реализации разбиваются на кварталы и месяцы. При этом, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема реализации помогает определить влияние объема производства и цены реализуемой продукции на финансовые потоки предприятия.
Оперативное финансовое планирование В целях контроля за поступлением фактической выручки на счета предприятия и расходованием наличных финансовых ресурсов ему необходимо осуществлять оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться, прежде всего, за счет собственных средств предприятия, что требует повседневного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Анализ и проверка выполнения финансового плана должны проводиться систематически на протяжении всего года. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; ежедневный учет изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия; анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более коротким периодам (зависит от объема денежных потоков). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации продукции (работ, услуг), состоянием запасов, дебиторской задолженностью в целях предупреждения невыполнения финансового плана. В платежном календаре притоки оттоки денежных средств должны быть сбалансированными. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. Информационной базой платежного календаря служат: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договора; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря можно разделить на несколько этапов (в экономической литературе встречается 5 и 6 этапов): выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды (декады); расчет объема возможных денежных поступлений; оценка денежных расходов, ожидаемых в планируемом периоде; определение денежного сальдо, которое представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаток собственных возможностей для их финансирования, что может являться признаком ухудшения финансового состояния предприятия. В таких случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть расходов на следующий календарный период или отложены на более поздний срок, если они не являются первоочередными; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; принять меры по изысканию дополнительных источников. Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги. Привести примерную форму платежного календаря. На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда, какие и в какой сумме (предварительный расчет) должны быть уплачены налоги, что позволяет избежать просрочек, а соответственно и санкций. Кассовый план. Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременное обеспечение наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из основных сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег. Кроме того, своевременное сопоставление фактических данных с данными, которые приведены в кассовом плане, дает основание для принятия мер по устранению расхождений, если они имеют место. Коммерческому банку, которое обслуживает предприятие, также необходим его кассовый план, для того чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план должен представляться всеми предприятиями за 45 дней до начала планируемого квартала в банк, с которым заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании. Исходные данные для составления кассового плана служат: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств; информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам; сведения о предстоящих командировочных расходах; сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными. Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Таким образом, систематическая разработка оперативного финансового плана позволяет полнее вскрывать резервы производства, своевременно предотвращать потери, содействовать регулярному поступлению денежных средств на счета в банке и кассу предприятия. А это дает возможность своевременно производить все необходимые расчеты и платежи – бюджетом, кредитными учреждениями, внебюджетными фондами, поставщиками, рабочими и служащими и т.п. P.S. В соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в РФ №, утвержденным Советом директоров Банка России от 22.09.93 г., все предприятия независимо от форм собственности обязаны хранить свои средства в учреждениях банков. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Денежную наличность сверх установленного лимита предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с банком. Предприятия получают наличные деньги в банках на основании ежеквартальных кассовых планов, в которых отражается необходимая величина наличных денег на предстоящий квартал и сроки выплаты. Кассовый план разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета. Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами и т.д. Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их финансирования.
Финансовый план предприятия Важнейшим элементом управления финансами на предприятии является финансовое планирование, осуществляемое на основе программы производства и реализации продукции (работ, услуг). Основные задачи финансового планирования состоят в определении: - суммы выручки денежных поступлений на счета и в кассу предприятия исходя из планируемых объемов производства и реализации, конъюнктуры и предполагаемой рентабельности продукции (работ, услуг); - суммы налоговых платежей и сборов, расходов, относимых на финансовые результаты и прибыль; - величины собственных средств, складывающихся за счет чистой прибыли и амортизационных сумм, а также направлений их оптимального распределения и использования; - величины привлекаемых средств, необходимых для финансового обеспечения развития предприятия. Основной формой управления финансами организации является годовой финансовый план. В нем находят отражение формирование финансовых ресурсов предприятия, взаимоотношения с бюджетной системой и внебюджетными фондами, распределение прибыли по фондам, привлечение заемных средств, распределение и использование финансовых ресурсов. Финансовый план разрабатывается соответствующим подразделением управленческого аппарата предприятия – зависимости от размеров предприятия – финансовым управлением (отделом) или финансовой группой в бухгалтерии. На малых предприятиях эту функцию выполняет, как правило, руководитель или бухгалтер. В разработке финплана организации участвуют и другие подразделения управленческого аппарата, которые предоставляют финансистам необходимые плановые расчеты: объем производства и реализации продукции (работ, услуг); - смета затрат на производство и реализацию продукции; - план долгосрочных инвестиций; - смета расходов на содержание объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения, находящихся на балансе предприятия. Опираясь на представленные расчеты и установленные нормы и нормативы, финансисты определяют возможные объемы собственных финансовых ресурсов на планируемый год и формируют финансовую политику: привлечение заемных средств, распределение и использование всего объема располагаемых финансовых ресурсов. При обосновании финансовой политики на планируемый год учитываются отчетные результаты (за последние 9 месяцев) выполнения финансового плана в текущем году, выявляют факторы, - внешние и внутренние, - которые повлияли на отклонения в ту или иную сторону, и возможности нейтрализации отрицательного их воздействия в планируемом периоде. В современных условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность в области планирования, то они могут использовать любую форму финансового плана, которую они считают более приемлемой для себя.
Плановый баланс доходов и расходов на очередной год составляется с разбивкой по кварталам. К нему прилагаются расчетные таблицы, обосновывающие показатели финансового плана. 1 Формирование оборотных средств в унитарных предприятиях осуществляется путем выделения им имущества государством, субъектами РФ и (или) муниципальными образованиями.
|