Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налог на прибыль организаций. Плательщики налога и объект налогообложения
Плательщики налога и объект налогообложения Плательщиками налога на прибыль признаются: · российские организации, в том числе банки и другие кредитные организации; · иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства; · иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. Банки – это российские или иностранные кредитные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, по налоговому законодательству РФ являются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В соответствии с налоговым законодательством прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных ими расходов, а для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, – это полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину расходов, произведенных указанными постоянными представительствами. Для иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность через постоянные представительства, но получают доходы от источников в РФ, прибылью, а соответственно и объектом налогообложения, признается доход, полученный от этих источников. Налоговая база Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. В соответствии с налоговым законодательством организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В тех случаях, когда налогоплательщик получает прибыль из различных источников, а для исчисления налога применяются различные ставки, то налоговая база определяется отдельно по каждому источнику выплат. При этом он обязан вести раздельный учет доходов (расходов) по таким операциям. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в отчетном (налоговом) периоде организацией получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Ставки налога При исчислении налога на прибыль организации используют различные его ставки, принимая во внимание вид дохода. I. Основная налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%. Указанная ставка налога применяется в отношении как российских, так и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства. При этом: а) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет; б) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Законами субъектов РФ ставка налога в 18% может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13, 5%. II. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, налогоплательщики применяют следующие ставки: а) 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; б) 15% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций. III. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки: а) 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г.; б) 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; в) 15% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта), а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.; Порядок исчисления и уплаты налога Плательщики налога на прибыль самостоятельно определяют сумму налога по итогам каждого отчетного (налогового) периода. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым – календарный год. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода предприятия исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа. Принимая во внимание тот факт, что налогоплательщики сами определяют отчетный период по налогу на прибыль, то уплата ежемесячных платежей по данному налогу возможна двумя способами: 1) ежемесячными авансовыми платежами исходя из авансового платежа предыдущего отчетного периода; 2) ежемесячными авансовыми платежами исходя из фактически полученной прибыли за предыдущий месяц. Первый способ уплаты налога. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в каждом квартале текущего налогового периода, определяется следующим образом: - в I квартале ежемесячный авансовый платеж принимается равным сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода; - во II квартале ежемесячный авансовый платеж принимается равным одной трети общей суммы авансового платежа за первый квартал текущего года. - в III квартале ежемесячный авансовый платеж принимается равным одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанного по итогам полугодия, и суммой авансового платежа за первый квартал; - в IV квартале – принимается равным одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанного по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа за первое полугодие. Общая сумма авансового платежа определяется с учетом доплат за каждый отчетный период исходя из фактически полученной прибыли. Если рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, то указанные платежи в соответствующем квартале не уплачиваются. Авансовые платежи по итогам отчетного периода должны быть уплачены не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, необходимо внести в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца в каждом отчетном периоде. Второй способ уплаты налога. Кредитные организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. Для этого необходимо поставить в известность налоговые органы не позднее 31 декабря года, предшествующего налогового периода, в котором происходит переход на данный способ уплаты налога. В этом случае сумма ежемесячного авансового платежа исчисляется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца, с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организации, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Ст. 289 НК налагает на всех налогоплательщиков и налоговых агентов обязанность по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения. Причем данная обязанность должна быть исполнена независимо от наличия прибыли или убытка у организации. Установлены следующие сроки подачи налоговой декларации: не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (месяца или квартала) по итогам отчетного периода (квартал или год); не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом по итогам налогового периода. По итогам отчетного периода налоговая декларация представляется по упрощенной форме.
Экономическое содержание и плательщики НДС
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе. К ним относятся также акцизы и таможенные платежи. В мировой налоговой практике впервые НДС стал взиматься во Франции. Схема его взимания была описана М. Лоре в 1954 г., а в налоговую систему Франции полностью он был введен в 1968 г., который заменил функционирующий в тот период в стране налог с оборота. В настоящее время НДС взимается в 140 странах мира. Часто НДС называют " европейским" налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Вообще, наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС. В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 " О налоге на добавленную стоимость". В настоящее время, механизм исчисления и уплаты данного налога регулируется гл. 21 части второй НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах. В 1992 г., когда был введен НДС, налог исчислялся по единой ставке - 28 процентов. Такая величина была продиктована необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета вследствие отмены налога с оборота. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы (происходило постоянное снижение объемов производства в натуральном выражении) и развивающейся инфляцией ставка налога оказалась чрезмерно высокой для отечественных товаропроизводителей. В целом ставка НДС в 28% просуществовала недолго. Уже в марте 1992 г. было принято решение о введении пониженной ставки - 15% по некоторым продовольственным товарам (хлеб, молоко, растительное масло и др.). С 01.01.93 г. ставка налога снижается до 20%, а по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей она устанавливается в размере 10%. Начиная с 01.01 2004 года, НДС исчисляется по следующим ставкам - 18; 10 и 0 процентов. При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 18 или 10%, применяются расчетные ставки соответственно 15, 25 и 9, 09%. НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров - от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога. НДС - это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в качестве сборщиков данного налога, т.к. он устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом взимаемым при продаже и при покупке. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, и его величина изменяется пропорционально росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит от того, что является объектом налогообложения. В России в объект налогообложения включены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: суммы штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его чрезвычайно высокое фискальное значение. В 2004 г. в федеральный бюджет поступило 1069, 7 млрд. руб., что равнозначно 39, 5% от всех налоговых поступлений. Он продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Средства, поступающие от НДС, позволяют решать задачи самого различного уровня. Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта. В соответствии со ст. 143 гл. 21 НК РФ плательщиками НДС признаются: · организации; · индивидуальные предприниматели; · лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ. Условия и порядок освобождения от уплаты НДС Кредитные организации, как и другие юридические лица, в соответствии с ст. 145 НК РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Данная льгота предоставляется при условии, что за три предшествующих последовательных налоговых периода сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. В соответствии с методическими рекомендациями по применению гл. 21 НК РФ " Налог на добавленную стоимость" сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) следует определять следующим образом: 1) устанавливается метод, по которому организация платит НДС (по отгрузке или по оплате); 2) для расчета берется выручка от реализации как облагаемых, так и необлагаемых товаров (работ, услуг); 3) для расчета принимается любая форма оплаты за реализованные товары (работы, услуги) – как в денежной, так и в натуральной; 4) выручка учитывается как от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, так и за ее пределами; 5) не учитывается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Кроме того, не включаются в выручку суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ: авансы, финансовая помощь, штрафы за неисполнение договоров и т.п. Освобождение по уплате НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, к которым относятся: 1) выписка из бухгалтерского баланса; 2) выписка из книги продаж; 3) копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Уведомление и документы должны быть представлены организацией не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого она использует право на освобождение. Если налогоплательщик изъявляет желание воспользоваться продлением освобождения, то по истечении 12 календарных месяцев, в которых пользовался освобождением, он должен письменно уведомить налоговые органы (не позднее 20-го числа последующего месяца) о продлении освобождения или он переходит на общий порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет. Важным моментом является то, что отказаться от использования данной льготы организация не имеет права до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено: если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб. и (или) налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров. При наличии у налогоплательщика указанных фактов, то начиная с 1-го числа месяца, в котором было утрачено право на освобождение, он лишается его до окончания 12 последовательных календарных месяцев. При этом он обязан восстановить сумму налога за тот месяц, в котором имело место превышение 2 млн руб. либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и внести ее в бюджет в установленном порядке. Если организация в период действия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика была реорганизована в другую организационно-правовую форму и созданное юридическое лицо является правопреемником, то право на освобождение сохраняется за реорганизованной организацией до истечения установленного срока. Объект налогообложения по НДС В соответствии с действующим налоговым законодательством объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ): · реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары и результаты выполненных работ и оказанных услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг); · передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль. (В частности, кредитные организации, в состав которых входят подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, объектом налогообложения в данном случае является передача им товаров и выполнение (оказание) указанными организациями работ (услуг), расходы по приобретению (выполнению) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль[1]); · выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; · ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Объектами налогообложения являются передача товаров и выполнение работ (оказание услуг), не связанных с производством продукции. Кроме того, реализация товаров (работ, услуг) как объект налогообложения НДС бывает двух видов: возмездная реализация и безвозмездная реализация. В хозяйственной практике кредитных организаций встречаются самые различные примеры возмездной реализации: от обычных договоров купли продажи, мены до особых операций, например: реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется кредитными организациями в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне товаров и оказанных услуг (работ). При реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ за вычетом НДС. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, на безвозмездной основе и при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства – налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов, но без НДС. При реализации имущества, в стоимость которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки). При реализации организации в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов организации. Формирование налоговой базы будет различно для случаев, когда организация продана на аукционе ниже или выше балансовой стоимости реализованного имущества. Для целей налогообложения применяются поправочные коэффициенты. В первом случае, если организация продана ниже стоимости, поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации организации к балансовой стоимости реализуемого имущества. Во втором случае поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации организации к балансовой стоимости реализуемого имущества. При этом цена реализации организации и балансовая стоимость реализуемого имущества уменьшаются на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности и стоимости ценных бумаг не применяется. Продавец организации должен составить счет-фактуру с выделением в нем всех видов активов и общую сумму с НДС, по которой продан имущественный комплекс. Исчисление НДС производится по расчетной ставке. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.е. хозяйственным способом, налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение. Из этого следует, что налоговой базой при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами является стоимость фактически произведенных расходов на эти работы, т.е. стоимость сырья, материалов, расходы на оплату труда и т. п. В соответствии с НК РФ налог следует исчислять по ставке 18%.
|