![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по написанию психодиагностического исследования
Постановка проблемы исследования — это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект в гносеологии (теории познания) — это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, то есть это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Объект — это то, на что будет направлено исследование, он более общий по отношению к предмету. Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т. д. Предметом исследования является то явление психологии, которое вы собираетесь изучать. Предмет всегда формулируется в контексте исследования и является частным по отношению к его объекту. Им могут быть временные и интенсивностные характеристики психических явлений в конкретных условиях, взаимовлияния и взаимосвязи между ними и пр. Предмет исследования — это не просто сторона, часть объекта, а такая сторона, через которую виден объект. В предмет отдельного исследования включаются только те элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Предмет исследования часто совпадает с его темой, перекликается с ним по формулировке. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель — это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования необходимо сформулировать в самом обобщенном, сжатом виде тот результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель есть предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель должна быть сформулирована корректно, достижимо. Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности; задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Обычно выдвигают не более трех или четырех задач. Задачи исследования могут формулироваться как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования. Одним из важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какого-либо факта или явления. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быт тривиальной. Она выдвигается на основе определенного знания об изучаемом круге явлений и служит руководящей идеей, направляющей дальнейшие наблюдения и эксперименты. Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам исследователь не теряет путеводной нити в процессе расчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил. При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться. В некоторых экспериментах имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру. В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза, т.е. временное предположение для систематизации фактического материала. Приложение 3
|